Каждый день как последний

03 февраля 2015
Когда я шла в хоспис в первый раз, был страх почуять больничный запах смерти, увидеть холодные стены – страх понять, что ничего из этого ты не можешь изменить. Как же было радостно почувствовать запах цветов, чая и домашнего уюта, увидеть огромные потолки, кованые перила и живописные картины – их уже некуда вешать! И, самое главное, дух – дух этого дома – это дух настоящей Жизни, Надежды и Любви.

В воскресенье 18 января малое православное Крестовоздвиженское братство отправилось дарить детский спектакль по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» жителям Первого Московского Хосписа.

Мы не впервые навестили этот хоспис и показываем уже третий спектакль по заказу благодарных работников и жителей этого благословенного места. Но в этот раз произошла особенная встреча.

Мы не специально подгадывали показ нашего спектакля под крещенский сочельник... Его показ совпал с еще одним праздником: работники и волонтеры хосписа в преддверии Богоявления решили устроить Кате Ремизовой, молодой женщине двадцати девяти лет (4-я стадия рака), праздник. Двенадцать дней назад, в рождественский сочельник, Катя еще была дома, а не в хосписе и очень хотела порадовать родных (мужа Андрея и маленького сынишку Захара) и друзей шедевром кулинарии, уткой по-чешски. Но с болезнью нельзя договориться, и задумка с уткой сорвалась. Да, и Катя чувствовала себя на краю бездны, если говорить до конца.

В общем, все кто смотрит за хосписом, решили в крещенский сочельник исправить ситуацию и всё-таки собрать Катиных друзей на утку, которую по заветному рецепту приготовил повар одного из московских ресторанов. Катя была счастлива, пригласила всех, кто смог прийти. И пришло много людей, в том числе и девочка, которую тоже зовут Катя. Ей лет 7, она в инвалидном кресле, огромном как трон и очень сложной конструкции. Маленькой Кате нельзя шевелиться, у нее зафиксирована шея и только пальчиками рук она нажимает на кнопки перед тем как говорит: «Ну, я пошла»…

После утки всех пригласили посмотреть спектакль. Кроме Катерин было много других зрителей-жителей хосписа.

Спектакль удался, несмотря на неполадки со звуком накануне, детскую забывчивость, нехватку костюмов и т.д. Все, кто готовил спектакль: взрослые, дети, подростки старались как могли – кто-то шил костюмы, кто-то не забывал всех покормить, все вместе трудились над образами, кто-то просто пришел в хоспис, чтобы помочь нарядить артистов и поддержать всех. Режиссер постановки, Алиса Кангина, кроме обычной режиссерской сложной работы, беззаветно верила в детей и подростков, которые спотыкались, поворачивались к зрителю спиной и просто бегали и болтали уже на последней репетиции.

На премьере все собрались и сыграли так, как учила Алиса. После окончания последней сцены, когда Русалочка, не задумываясь, отдала свою жизнь ради принца, актеры раздали зрителям приготовленные заранее подарки. Некоторые бабушки сразу попробовали домашние прянички, было приятно.

Мы вместе с волонтерами накрыли чай и пригласили всех к столу. Стали пить чай и знакомиться. Вот тут-то и случился праздник Богоявления, это почувствовали все. Мы представлялись, представляли друг друга и детей, и неожиданно обратили внимание на то, что давно знали друг о друге, но как-то не замечали, не выделяли, не ставили выше всего остального в этом человеке. А наших новых друзей мы как будто знали всю жизнь, пели с ними всю жизнь, и любили их всю жизнь. Мы пели рождественские колядки о прекрасном младенце, вечные песни про акацию и коней, неважно что, главное, мы пели вместе так, будто мы давно спелись. «…и Свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, познавших Тебя и воспевающих…»

Было ясно, что между нами Христос. И что это Он привел нас сюда, таких разных: банковского работника – профессионального вокалиста, филолога-волонтера, девочку-инвалида и наших резвящихся в прятки по всему хоспису детей (к искренней радости отдыхающих старушек, потому как «детский смех и топот лечит лучше всех лекарств», сообщили бабушки).

Даст Бог, свидимся еще, потому что Встреча состоялась. 

Мы все знаем, что не навсегда на этой земле, что когда-то умрем. Но совсем другая и настоящая жизнь начинается, когда живешь каждый день как последний. Жители хосписа умеют это делать. 

Марианна Чмыхалова
загрузить еще