Как свидетельствовать о Христе в современном мире?

11 сентября 2017
Одной из тринадцати площадок фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности» стала площадка «Свидетельство Церкви», посвященная теме православного свидетельства

Участники этой фестивальной площадки говорили об успешных формах свидетельства, обсуждали проблемы проповеди о Христе нашим современникам. Площадка состояла из круглого стола «Горе мне, если я не благовествую» (1 Кор 9:16) и мастер-класса «Вы всему этому свидетели» (Лк 24:48), на котором был представлен положительный опыт современного православного свидетельства.

Ведущий площадки Владимир Якунцев, научный сотрудник методического центра по миссии и катехизации СФИ, предложил участникам круглого стола ответить на три вопроса: чего недостаёт существующим формам свидетельства, чтобы приводить людей к покаянию и вере во Христа? как проповедовать о Христе, чтобы неверующие люди каялись и обретали веру? какие новые формы свидетельства должны развиваться в православной церкви сегодня?

В центре – Владимир Якунцев
В центре – Владимир Якунцев

Вячеслав Полищук, руководитель духовно-просветительского центра «Благовест» Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, говорил о том, что в текстах Нового завета можно найти все принципы миссии и применить их в миссионерском служении: «Перед Вознесением Иисус Христос говорит: "Вы примете силу, когда Дух Святой сойдет на вас…" (Деян 1:8-9) – это главный принцип миссии, ведь если на миссионера не сошёл Дух Святой, то миссия будет неэффективной... Сейчас самая главная проблема православных христиан в том, что они очень плохо знают путь в Царство Небесное и не могут кратко и ясно рассказать об этом пути людям». Как рассказал Вячеслав Полищук, в центре «Благовест» используют во время свидетельства книгу святителя Иннокентия Московского «Указание пути в Царствие Небесное», давая её прочесть заинтересованным людям.

Владимир Якунцев и Вячеслав Полищук
Владимир Якунцев и Вячеслав Полищук

О проблемах свидетельства на приходе рассказали Владимир Простов и Татьяна Макиенко, прихожане храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, ведущие там Библейские встречи. Приходящий в храм человек может встретиться со Христом через участие в таинствах, общение со священником, молитву и помощь бедным. Но для того чтобы «увидеть Христа» в священнике или бедном, нужна большая вера, поэтому получается, что та деятельность, которую ведут приходы, направлена на верующих людей, и в этом проблема: если у человека веры нет, то на приходе он встретиться со Христом не может.

Владимир Якунцев, Вячеслав Полищук, Владимир Простов и Татьяна Макиенко
Владимир Якунцев, Вячеслав Полищук, Владимир Простов и Татьяна Макиенко

В приходе Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря около 500 человек прихожан, и всех знать сложно, но в маленьких общинах (20-30 человек) можно войти в личные отношения. И если в этих общинах будет любовь, это будет свидетельство миру.

«Вячеслав очень четко обозначил вертикальное измерение нашей жизни и свидетельства, а Владимир с Татьяной – горизонтальное измерение. Они предполагают друг друга: невозможно свидетельствовать и родиться свыше в одиночку. Увидеть любовь, явленную учениками – значит увидеть действие Духа Святого», – сказал Владимир Якунцев.

Наталья Адаменко, научный сотрудник методического центра по миссии и катехизации СФИ,  предложила добавить к вертикальному и горизонтальному измерению свидетельства добавить ещё измерение глубины и поговорить о связи апокалиптики и свидетельства. Православному свидетельству, по её мнению, сейчас не достаёт полноты, миссионеры мало или вообще не говорят о втором пришествии Христа, воскресении мертвых и жизни будущего века. Такое неполное Евангелие не позволяет говорить с силой и со властью. Апокалиптику часто ошибочно принимают как учение о том, что настоящее не имеет смысла и, что спасение относится только к будущему, но это – благая весть об окончательной победе Бога. Именно апокалиптика составляет существенную часть керигмы апостола Павла, других апостолов и раннехристианских проповедников. К сожалению, различные апокалиптические секты дискредитировали эту часть христианской керигмы, когда пытались использовать апокалиптику в своих целях, запугивая людей и привлекая на свою сторону. Это неоднократно повторялось в истории и привело к тому, что в церкви христианская эсхатология оказалась практически вся вынесена за пределы богословия. О ней не принято размышлять, не принято возвещать, в православии даже не принято читать «Откровение» во время богослужений. Но надо исправлять ошибки, нужно возвращать в жизнь то, что изначально есть в керигме и то, что есть в нашей христианской традиции.

Наталья Адаменко, Владимир Якунцев, Вячеслав Полищук, Владимир Простов и Татьяна Макиенко
Наталья Адаменко, Владимир Якунцев, Вячеслав Полищук, Владимир Простов и Татьяна Макиенко

Центр миссионерского послания (1 Кор 15) – Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Но Смерть и Воскресение – это не конец истории, это поворотный пункт в истории спасения. Смерть и Воскресение

Иисуса Христа – это вторжение грядущего века в нынешний, это провозглашение грядущей победы Бога. Крест и Воскресение и Второе пришествие Христа неотделимы друг от друга. Спасение относится к будущему, но начинается сейчас, поэтому апокалиптика имеет прямое отношение к нашей жизни. Главное характерное качество апокалиптики – неотвратимость Второго Пришествия, поэтому всем людям нужно успеть уверовать, обратиться от идолов к Богу, перейти от тьмы к свету. Нужно успеть преобразиться в ту меру, которая возможно в этой жизни, причем Дух Святой выступает гарантом этого преображения. Немаловажно, что принятие Иисуса Христа приводит отдельных людей в общину верующих, а церковь имеет эсхатологическое измерений и является предвосхищением Царства Небесного.

Во время обсуждения выступлений участников круглого стола были высказаны мысли о необходимости открывать уверовавшему человеку перспективы духовного роста, логику дальнейшего пути. Также миссионерам необходимо делиться опытом свидетельства, следить за тем, чтобы свидетельство не было оторвано от научения.

Вторую часть встречи, посвященную успешному опыту православного свидетельства, открыл рассказ Вячеслава Полищука о работе духовно-просветительского центра «Благовест». В центре раздают листовки с приглашением на «Беседы о Боге», где ведется свободный диалог о вопросах, волнующих людей. Люди с духовной жаждой после таких бесед с миссионерами переходят к чтению Евангелия и другим встречам, направленным уже на воцерковление.

Интересный опыт пеших миссионерских паломничеств представили Владимир Простов и Татьяна Макиенко. Например, по маршруту «Зеленоград-Сергиев Посад» паломники шли без денег, имущества и телефонов, останавливаясь в храмах или у прихожан. Владимир свидетельствовал: «Мы встретили любовь и милосердие от людей, которые нас совсем не знают. На пять дней я стал бомжом. Нужно было просить, всё: еду, воду. У меня к бомжам странное отношение, но, когда я сам оказался в такой ситуации, то понял, что в нем ты можешь рассчитывать только на чьё-то милосердие. Это было странствие внутрь себя».

Дмитрий и Александра Терентьевы из Минска, представители миссионерской лаборатории при кафедре апологетики Минской духовной академии, познакомили всех с разнообразными миссионерскими проектами, которые осуществляются Молодежным миссионерским братством при МинДА. Это творческие и благотворительные акции, концерты, буккроссинг, праздники для взрослых и детей.

Александра и Дмитрий Терентьевы
Александра и Дмитрий Терентьевы

Александр Тавризян поделился опытом «Молодежного круга» Преображенского братства. Он рассказал о двух типах встреч: «Гостиные» – для тех, кто ещё не готов слушать Евангелие, это клуб общения, который собирается верующими христианами; и предогласительные встречи для ищущих Бога. Во всех встречах самое главное – свидетельство сверстников.

Александр Тавризян
Александр Тавризян

В конце фестивальной площадки прозвучала молитва о помощи в деле научения народа епископа-катехизатора Макария (Опоцкого)*.

Наталья Адаменко

 

Фото Николая Токарева

* Молитва о помощи в деле научения народа епископа-катехизатора Макария (Опоцкого)

Христе Иисусе! Ты Царь мой державный и Бог мой Милосердный! В Тебе я нашел себе чистое сердце; буди, Господь, и управитель, и страж мой. В Тебе я нашел и сладостную душу мою, нашел и самое совершеннейшее желание и удовольствие спасать от зла мира и грехов мой русский нареченный православный народ, сражаясь с князем тьмы и его миром до крови. В Тебе, Иисусе мой, я нашел и истинный план благоустроения чтимой Тобой Церкви, как тела Твоего, как Друга – Помощника Твоего на земле. В Тебе единем, Всесильный, я усмотрел и силу мою ко исполнению сего дивного плана домостроительства Твоего.

О Любвеобильный! Пошли мне крепкую Твою силу и соделай меня мудрым и верным слугою Твоим в приуготовлении народа ко вступлению в грядущее Царство Твое. Аминь.

конец!