Избавиться от безблагодатности рутины жизни

К 165-летию со дня рождения Николая Николаевича Неплюева, основателя Крестовоздвиженского трудового братства, мы публикуем отрывок из его книги «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора»
Николай Николаевич Неплюев
Николай Николаевич Неплюев

В нем Николай Неплюев обозначает программу жизни церкви, обращаясь к будущим участникам Поместного собора Православной Российской Церкви, подготовка к которому началась еще в начале 1900-х гг.: путь покаяния и путь лучшего будущего.


Ужас и позор нами переживаемого является обстоятельством, особенно благоприятным для истинного покаяния верных чад Церкви за всю страну, за всю Церковь поместную, покаяния во всем, за что мы заслужили праведный гнев Божий и суд Божий, над нами совершающийся. Эти же обстоятельства лишают нас всякого оправдания, если и теперь мы не покаемся и не сотворим плодов, достойных покаяния.
Не будем ошибаться и себя обманывать, зло не исправлено, а только взнуздано, анархия только временно подавлена, по-прежнему царит в умах и сердцах и неминуемо проявится в жизни, как только будет опять в силах это сделать.

Главное святое дело предстоящего Собора и состоит в том, чтобы призвать Россию и чад Русской Православной Церкви к нелицемерному покаянию в своей беспримерной безблагодатности рутины жизни, к покаянию в том, что перестали быть достоянием Божиим, что рутина жизни во всех областях тоже не есть Божие достояние, и мнящие себя верующими стремятся кощунственно сделать Бога и Церковь Божию достоянием своим, стараясь лестью и дарами подкупать Их на содействие себе и своим низменным делишкам, а не быть достоянием Бога Живого, Христа Его и живой Церкви Их и себя отдавать на вечное, святое дело Божие, отвергаясь себя, сознательно и с благоговейной любовью принимая на себя крест Христова дела разумной любви, чтобы нести его вослед Христу.

Без этого великого акта нелицемерного покаяния напрасны будут все труды Собора, все реформы, которые обязательно останутся мертвыми и мертвящими буквами, пока люди не покаются в своей беспримерной безблагодатности, доходящей до полной духовной слепоты позорного самодовольства во зле.

Вторым святым делом Собора будет, указав определенно и ясно на все, что является в рутине жизни злом, явным проявлением безблагодатности и отчуждения от Бога и правды Его, соборно установить совершенно определенную программу оздоровления души народной, понимая под словом «народ» все слои русского общества без исключения, совершенно определенную и ясную программу уврачевания смертельных язв рутины жизни, не в смысле борьбы с врагами Церкви, а в смысле честной организации жизни православных русских людей, на основе животворящего духа вечного верховного закона о любви к Богу «всем разумением, всем сердцем и всею крепостию» и ближнего при свете этой разумной любви к Богу, на святой основе разумной «веры, действующей любовью», без чего мы не поклоняемся Богу в духе и истине, не причастны Церкви новозаветной, не способны воспринимать дары благодати Божией, естественно остаемся безблагодатными, не можем быть не только православными, но и вообще христианами, остаемся под святым стягом православного христианства теми же ветхозаветными книжниками, фарисеями и саддукеями, которые распяли Живого Христа, гордясь своей принадлежностью к народу избранному, теми же кумиропоклонниками буквы догмата, текста и обряда, упразднявшими верховные заповеди Божии «преданиями отцов» своих.

<...>

Путь к лучшему будущему. Плоды, достойные покаяния

Самое главное на этом пути, чтобы мы, чада Русской Православной Церкви, и жизнь наша стали бесконечно больше достоянием Божиим, чем были до сих пор. Все прочее приложится: мы и жизнь наша станем бесконечно более благодатными, мы будем думать, чувствовать и жить по логике благодати, по логике разумной веры и разумной любви, а не по логике капризов, похотей, большинства грешного и грехолюбивого человечества, создающего рутину жизни народов.

Для этого необходимо совершенно иное отношение к Богу и правде Его, не реформаторская ломка, а именно иное отношение душ живых к Богу Живому, живых клеток приходов к живому организму Церкви, иное отношение к тем же догматам, к тем же образам, к тем же постам, к той же обрядности; необходима дематериализация религии по требованиям православной веры нашей и Вечного Главы Ее Христа «поклоняться Богу в духе и истине». Дематериализация религии состоит не в отрицании материи и какой–либо формы, а в подчинении материи, буквы, всякой формы – духу животворящему: разумение всех догматов, канонов и правил жизни церковной при свете животворящего духа любви и мудрости Божией как путеводителей к свободе любящего духа («Цель же всякого увещания – любовь от чистого сердца»), а не как цепи рабства подзаконного, отрицающего всякую христианскую свободу, перенося центр тяжести с животворящего духа намерения, сердечного побуждения, на мертвящую букву строгой регламентации размеров соблюдения того или другого обряда, того или другого благочестивого обычая или «благочестивого упражнения». От этого зависит правда жизни церковной: как ложь – внешняя форма без наличности соответствующего животворящего духа, так ложь – и отсутствие формы, внешнего проявления при наличности духа животворящего. Вот почему всякое принуждение в области шаблонного, для всех одинаково обязательного, аскетического соблюдения какой-либо буквы, какой-либо формы в определенном размере, ведет неминуемо ко лжи, к лицемерию и в конце концов к ошибочному отношению к этой букве, которой придают самодовлеющее значение, к позорной материализации религии, подмене поклонения Богу в духе и истине поклонением идолам, кумирам разнообразных обоготворенных «букв», предметов, «елика на земле низу». Это не только вопрос о том, является ли религия для нас «светом разума» и правдой жизни, «свободой славы чад Божиих», или рабством подзаконным и бременем непосильным, которое многие ненавидят и стремятся с себя сбросить, не только вопрос о том, ветхозаветные или новозаветные мы люди, но даже – христиане ли мы или язычники, кумиропоклонники, под святым знамением Христа и святым стягом Его Церкви. Ведь недаром мы дожили до ужаса и позора, нами переживаемого. Ведь недаром затмилась вера в сознании столь многих, та святая вера, которая должна удовлетворять наивысшие стремления ума и сердца человеческого, которая, будучи «путь, истина и жизнь», содержит в себе определенную, наиболее разумную, а следовательно и практичную программу мирного прогресса человечества на пути к мирному благоденствию народов! Ведь недаром так многие отпадают от Церкви и вне Ее удовлетворяются меньшей истиной и несравненно более низменными идеалами, чем истина церковная и высочайший идеал Вселенской Церкви Божией! Ведь недаром наша Россия обратилась в вертеп разбойников, наша интеллигенция – в атеистов, анархистов и социал-демократов, наши юноши – в бесноватых, наши крестьяне и рабочие – в грабителей и разбойников!

Необходимо совершенно иное отношение к Богу и правде Его в деле преподавания закона Божия и богословских наук, в деле научения любить Бога «всем разумением», в деле понимания христианской нравственности, в деле духовного воспитания детей и юношей, в деле организации жизни и труда на лоне православных приходов на обязательной для честных христиан основе «веры, действующей любовью», на обязательной для честных христиан основе мира, любви и братского единства. В этом отношении необходимо поставить крест над прошлым, стать твердо на путь «веры, а не видения», на путь честного созидания правды Божией в жизни, веруя в силу благодати, а не руководствуясь земными «видениями» и «лукавыми мудрованиями» политических соображений. Только тогда мы станем достоянием Божиим, дадим Ему возможность, без насилия над нами, дать нам дары благодати Своей, «горе возвысить умы и сердца наши», наложить печать дара Духа Святого на умы, сердца и жизнь нашу. Если мы этого не сделаем, мы не сдвинемся с места, останемся по-прежнему безблагодатными, не оздоровится душа народная, не оздоровится и жизнь наша, сколько соборов мы бы ни собирали, сколько бы реформ не вводили в управление и букву уклада жизни Церкви поместной, сколько бы даже ни согласовали эту жизнь с буквой канонов и практики Церкви первенствующей!

Н.Н. Неплюев. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Труды КДА. Июнь 1906 г. № 6. С. 269-305; Июль 1906. С. 257-427

Материал подготовила Наталия Игнатович
конец!