«Я приехал домой, а государь отрекся от престола»

28 сентября 2016
Это строки из дневника Нестора Белоуса, крестьянина Харьковской губернии, написаны в марте 1917 года. Эти и другие дневниковые записи читали на встрече «Серп и молот» посвященной тому, как встретили Февральскую революцию 1917 года крестьяне и рабочие Российской империи…
Крестьянская семья из Рязанской губернии, 1910 г.
Крестьянская семья из Рязанской губернии, 1910 г.

Встречу подготовили и провели культурологи и историки Свято-Екатерининского православного братства (Екатеринбург).

«Это не первая наша встреча по теме революции, – рассказал председатель Свято-Екатерининского братства Дмитрий Каштанов, – на трех предыдущих мы совместно с друзьями и гостями, с теми, кому небезынтересна тема, читали дневники дворян, помещиков, учителей, банкиров, врачей, смотрели работы русских художников, читали стихи русских поэтов, описывающие ожидания от революционных перемен высшего класса русского общества. Осмыслить то, что произошло в России в 1917 году, нам видится сейчас важным, потому что так или иначе наша страна готовится встретить эту дату – столетие революции 1917 года. Какой будет эта встреча? Хвалебной песней о "триумфе Великой революции" или болью и раскаянием от того, что случилось со страной и ее народом, – во многом зависит от каждого из нас. Поэтому в тему мы стараемся войти как можно глубже, читая не только записи очевидцев, но и изучая исторические материалы, анализируя мнения различных историков, принимая во внимание взгляд на революцию очевидцев-иностранцев и формируя собственное отношение к событиям».

Ведущий встречи Дмитрий Каштанов
Ведущий встречи Дмитрий Каштанов

Удивительно было читать дневники простого, в основе своей малограмотного люда. В эти сухие записи, часто – без знаков препинания, без эмоциональной окраски, довольно короткие, рубленные, люди вкладывали чаяния, переживания, надежды, боль. Они писали и о революции, и том, что было позже – в дни коллективизации и сталинских репрессий. Некоторые из них, как например Нестор Белоус, именно из-за таких записей и пострадали. Из обвинительного приговора: «Признать виновным в том, что Белоус неоднократно в разговорах с членами колхоза "Красный колос" проводил контрреволюционную агитацию и вел дневник,куда записывал свои контрреволюционные мысли».

Нестор Никитович Белоус
Нестор Никитович Белоус

Вот они, его «контрреволюционные мысли»:

1917:

14 марта (1 марта). В Москве революция, все войска Московского гарнизона переходят на сторону народа.

20 октября (7 октября). Родился П.Н. Белоус.

1 ноября. Цены в 17 г. лош. сред. 800 р. кор. 800. 100 руб. сап. В октябре побеждает большевизм по всей России. Солдаты бросают фронт. Украина отделяется от России. В Киеве правит Украинская Центральная Рада, в Петрограде правит Ленин и Троцкий.

1918:

3 декабря (20 ноября). Большевики все время разъезжают по Лебяжьем пьют самогон и курей жарют и запалили квартиры служащих от казармы и до краю.

4 декабря (21 ноября). Тоже самое целый день

7 декабря (24 ноября). Тоже самое все время.

1919:

20 февраля (7 февраля). Умер П.Н. Белоус. 10¾ час. вечера.

Дневник Н.Н. Белоуса
Дневник Н.Н. Белоуса

Никаких оценок, выводов, призывов. Отсутствие восклицательных знаков. Даже странно и немного страшно – никаких эмоций. Но в дневниках Нестора получилась история страны – наивная и предельно честная.

Другой крестьянин – Дмитрий Лукичев из Вологодской губернии пишет о том, как в 1911 году вся крестьянская община его деревни установила памятник царю-освободителю, а после революции памятник снесли большевики. Это было тяжелым переживанием для жителей деревни. Через книгу Иова, которую Лукичев читает в это время, он переживает и современные ему события: «Я должен помнить, что нужно быть спокойным и довольным тем, что есть, что только в этом есть какой-то смысл».

Крестьянка села Урусово Саратовской губернии Валентина Марахонина описывает свои детские воспоминания послереволюционных дней: «Помню, как из дома помещицы Гагариной все подряд тащили, мой отец принес керосиновую лампу "Молния" (она очень светло горела), часы с боем». Позже она запишет: «Семью раскулачили, отобрали скотину, хлеб, мельницы, отца и братьев посадили. В доме остались одни женщины с маленькой девочкой на руках». И истории многих крестьянских семей того времени были похожи на историю ее семьи.

Три фото. На первом – крестьянская семья 1910 года (см. выше), на втором и третьем – 1930-е годы. Что принципиально поменялось в укладе жизни крестьянской семьи? Мы прочли исследование фольклориста, антрополога, доктора филологических наук Светланы Адоньевой (автора книг «Дух народа и другие духи» (2009), «Мужской род. Первое лицо. Единственное число / Дневники Д.И. Лукичева и Д.П. Беспалова» (2013) и др.) Она рассказывает о том, что в послереволюционной крестьянской семье исчезает «большак», старший, глава семьи, уходит мужество, преемственность поколений, старшинство. На первом фото «большак» определяется сразу, хотя он с краю, но видно, что он здесь главный; на втором – «большак» уже позади, старый, усталый, никому не нужный, лишний, впереди него – новое поколение; на третьем – его вообще нет, на смену «большаку» приходит «большуха» – одинокая баба с остатками хозяйства и кучей детей на руках.

Крсетьянская семья, 1930-е гг.
Крсетьянская семья, 1930-е гг.
Типичная фотография из семейных альбомов 1930-40-х гг. Мужчин нет.
Типичная фотография из семейных альбомов 1930-40-х гг. Мужчин нет.

Фотографии о многом говорят. Не менее красноречивы картины русских художников, которые подготовила и показала нам культуролог Елена Ширяева. «Вихрь» Федора Малявина (1902) показывает динамику «красного крестьянского движения» – сила, красота, розовощекость, радость! Такой же радости и жизни полны «Шахтерка» Н. Касаткина (1884), «Крестьяне» З. Серебряковой (1914), и, конечно, «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина (1912).

Елена Ширяева
Елена Ширяева

Другими видят крестьян Репин и Ярошенко (1878). Картина Репина называется «Мужичок из робких». Его робость странная. Она как будто иллюстрирует персонажа Ивана Бунина в «Окаянных днях», который говорит: «Ты не смотри, барин, что я такой смирный, мне только волю дай, первым разбойником стану». Что принесет эта «робость» в 1917 году, уже известно…

Малевич «Лицо крестьянки» (1914) – здесь художник пророчески показывает распад личности человека. А дальше – больше. «Два крестьянина» (1924) – полная потеря всякого лица, личности, себя…

Студент исторического факультета магистратуры Уральского федерального университета Дмитрий Каштанов в своем докладе об исторической ситуации накануне революции, привел мнение Сергея Шмемана, потомка дворянского рода, эмигранта, автора книги «Эхо родной земли», о том, что из себя представляла «революционная масса» накануне революции: «Несмотря на все изменения, происходившие в сельском мире, его население оставалось некультурным и отсталым. Большинство крестьян было неграмотно. Жизнь в зловонной избе с земляным полом, наполненной густым черным дымом, где ютилась семья с десятью детьми. Скотина живет в доме. Дети часто умирают маленькими». Также он привел полицейское донесение Ричарда Пайпса министерству внутренних дел от октября 1916 года: «Необходимо признать безусловным и неоспоримым, что внутренний уклад русской государственной жизни в данный момент находится под сильнейшей угрозой неуклонно надвигающихся тяжелых потрясений, вызываемых и объясняемых исключительно лишь экономическими мотивами: голодом, неравномерным распределением пищевых припасов и предметов первой необходимости и чудовищно прогрессирующей дороговизной. Вопросы питания в самых широких кругах населения огромной империи являются единственным и страшным побудительным импульсом, толкающим эти массы на постепенное приобщение к нарастающему движению недовольства и озлобления. В данном случае имеются определенные и точные данные, позволяющие категорически утверждать, что пока все это движение имеет строго экономическую подкладку и не связано почти ни с какими чисто политическими программами. Но стоит только этому движению вылиться в какую-либо реальную форму и выразиться в каком-либо определенном акте (погром, крупная забастовка, массовое столкновение низов населения с полицией и т.п.), оно тотчас же и безусловно станет чисто политическим».

Студент УрФУ Дмитрий Каштанов
Студент УрФУ Дмитрий Каштанов

Эти социальные предпосылки революции в кругу крестьянства и рабочего класса в последствии стали политическими лозунгами большевиков: «Мир – народам!», «Власть – советам!», «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!» и т.д.

После этого культурно-исторического экскурса мы размышляли о том, как относится нам, людям современным, к революции 1917 года? Нужно ли что-то делать или не делать, чтобы эта трагедия (а мы определили Октябрь 1917 года именно как трагедию для русского народа) не повторилась в жизни нашей страны?

Дмитрий, один из гостей встречи, поделился мыслью, что надо быть внимательными к тому, что сейчас происходит в стране, не отстраняться, прислушиваться. Чтобы очередная проблема не стала для нас неожиданной. Нужно быть готовыми ко всему.

Анатоль, другой гость призвал внимательнее изучить историю своей семьи, чтобы понимать, где что было.

Звучали мысли и о том, что если мы можем в чем-то помогать решать проблемные ситуации, конфликты, если люди верующие могут вселять в людей надежду и помогать этой надежде сбываться, то надо это делать. Надо самим быть образованными и просвещенными и просвещать близких, тех, кто рядом, кто хочет понять, разобраться в том, что же случилось с нашей страной сто лет назад, но не может. Надо изучать разные исторические источники и вырабатывать собственную позицию, чтобы не поддаваться разного рода агитациям или провокациям, чтобы не случилось в нашей жизни того, о чем говорит в «Окаянных днях» у Ивана Бунина другой персонаж, простой извозчик: «Теперь народ – как скотина без пастуха: все перегадит, самого себя погубит…Что же делать? А теперь делать нечего! Теперь шабаш».

Елена Каштанова

Фото Анны Бронниковой
загрузить еще