Что такое любовь к отечеству. Часть 2. О святой Руси и богоизбранности народа

Беседа священника Георгия Кочеткова с членами Свято-Алексеевского малого братства, 28 июня 2017 года
Михаил Нестеров. На Руси (Душа народа). 1916
Михаил Нестеров. На Руси (Душа народа). 1916

Лев Шипман: Тема «отеческих гробов» для меня немножко сложная, потому что я еврей по крови и вся моя родня, которую я знал в Москве, приехала сюда в 20-м году из еврейской колонии, с Украины. Чувство России как родины у меня появилось в 20 лет, через обретение русской культуры благодаря знакомству с одной женщиной намного старше меня. После вчерашнего разговора о родине, когда мы расходились, я вспомнил понятие «святая Русь». Понятие это очень изуродовано, скомпрометировано разными крайними пошлыми трактовками, извращено фундаментализмом. И даже иногда бывает стыдно произносить эти слова. Но я подумал, что ведь всё-таки они имеют какую-то здоровую основу, что в них есть свой Божий смысл. Батюшка, прокомментируйте, пожалуйста, это выражение. Как вы его понимаете?

Отец Георгий КочетковСпасибо большое за вопрос. Так как ты мне задал его ещё вчера, у меня было время об этом поразмышлять. Думаю, что ты совершенно прав: коли Господь сотворил мир, землю, людей в их единстве и в их различии, то везде, где Божье творение не противится Богу, есть место для какой-то святыни. Когда мы говорим «святая Русь», надо иметь в виду, что здесь есть одно важное обстоятельство, в связи с которым это выражение может звучать серьёзно. К слову говоря, это одна из параллелей с еврейской историей. Русь по существу своему появилась тогда, когда стала христианской. Точно так же как и Израиль появился тогда, когда появилось обетование Божье, если считать с Авраама или с Моисея, то есть если отсчитывать историю этого народа в том виде, в каком она более или менее известна историкам, более или менее достоверна.

И всё-таки израильский народ не случайно создал подобную мифологему о богоизбранном народе. Конечно, это мифологема, потому что это нельзя понимать буквально. Но точно так же можно говорить и о Руси. И Русь, и русская культура, и русская жизнь неразрывно связаны с церковью, с верой, с Богом, со Христом, с христианством. И в общем-то мы ничего иного не знаем о Руси. Примерно как и об Израиле. Мы, конечно, можем сказать, что были какие-то соседние народы, но это всё детали. Так же как мы можем слышать, что были какие-то языческие боги на Руси до крещения, но это тоже всё детали, которые существенного значения не имеют. И я думаю, что это какой-то ключ к разгадке понятия «святой Руси». Да, надо понимать, что это мифологема. Как богоизбранный народ Израиля. Мифологема? Мифологема. Это все понимают. Это миф. Но миф – это не сказка. Миф – это то, что обозначает какую-то реальность или возможность в прошлом, настоящем или будущем.

Интересно, что даже понятия святого и богоизбранного тождественны. Это одно и то же. Причём и понятие богоизбранного народа как израильского, еврейского народа, и понятие святой Руси как именно Руси – оба ветхозаветные. Потому что в новозаветном контексте мы говорим немножко о другом: богоизбранный народ – это Христов Народ, это Христова Церковь, которая уже не имеет никаких границ на земле. Это тот самый мир, который сотворил Господь, весь мир. Это тоже в каком-то смысле миф, потому что мы прекрасно знаем, как много противящихся такому призванию. Их всегда было очень много и в Израиле, в ветхом Израиле. В еврейском народе всегда было очень много тёмного. В древние времена это прекрасно описывает Библия. И из дальнейшей истории этого народа мы знаем, что богопротивление было для него самой большой опасностью. В каком-то смысле здесь тоже есть параллель с Русью. То тёмное, что мы замечаем в её истории, тоже связано с богопротивлением. И там, и там есть и свои романтики, которые миф трактуют идеалистически. Всем понятно, что это именно романтика, что это именно условность. И всем нужно покаяние именно потому, что всегда были искушения, на которые народ ловился и уходил от Бога. Выход из этих состояний один – как для израильского, еврейского народа, так и для русского народа, которые оба всем существом связаны с верой, хотя и сейчас как среди евреев, так и среди русских очень много неверующих. Выход – найти Бога во Христе, в Церкви. Как мне однажды сказал один очень известный человек, еврей, «я почувствовал себя евреем, только приняв крещение». Когда он принял крещение, он по-настоящему почувствовал себя евреем, стал настоящим евреем. Мне запомнилось это высказывание, оно мне показалось закономерным. Потому что действительно надо прийти к Богу. Тогда Израиль ветхий становится Новым, тогда и святая Русь обретает всемирное призвание. Не в смысле эсхатологизма типа «мы спасём весь мир». Это тоже одно из искушений. Оно было очень сильно в начале XX века в России, оно очень сильно и в еврейском самосознании: мы – соль земли, и мы спасаем мир постольку, поскольку мы существуем. (Это всё хорошо известные факты. Вряд ли у кого-то есть по этому поводу какие-то сомнения. Я сейчас не говорю ничего такого, что было бы неизвестно. Хотя об этом редко говорят вслух и всерьёз.) К сожалению, всё очень идеологизируется. Когда миф превращается в идеологию – это вещь довольно страшная. В этом смысле и русские националистические идеологии довольно страшны, как и еврейские националистические и шовинистические идеологии, идеология сионизма в том числе. Это страшные вещи, это не просто национализм.

Я со вчерашнего дня, после твоего вопроса размышлял об этом, потому что мне как-то никогда раньше не приходилось об этом думать и тем более говорить. И меня удивило это сходство. Конечно, есть и различия. Но внутренняя логика больше схожа. И искушения схожи. Разница только в том, о чём мы говорили вчера – что у русского народа очень сильно заниженная самооценка, как правило, а у еврейского, как правило, очень сильно завышенная. И там, и там есть, естественно, много исключений, но тем не менее в целом это так.

Неслучайно Бердяев сравнивал еврейский и русский хилиазм – стремление к тысячелетнему царству на земле. Это те самые ветхозаветные вещи, от которых надо отходить. Мы живём не в Ветхом Завете, а идея теократии в большой степени ветхозаветная. И то, как толковали фигуру императора в России, очень похоже на представление о земном мессии в еврейской традиции, еврейской мистике – мессии, который будет господствовать над всем миром и будет, понятное дело, благодетелем для всего мира. У отца Сергия Булгакова любовь к родине была тесно связана с личностью императора. Легко понять, откуда это у него и что это для него значило. Всё-таки он из священнической семьи, и я думаю, это здесь сыграло важнейшую роль. Я не знаю точно, отошёл ли он от этих взглядов, но думаю, что отошёл, потому что когда читаешь его поздние работы, самые крупные, самые значительные, прежде всего «Большую трилогию», – там никаких следов этого нет, даже полуслова! Мне кажется, что это знаменательно. Полагаю, это всё-таки отзвук тех искушений, которые переживают люди, связывающие свою народную, национальную историю с особым Божьим призванием.

И надо знать, где искушения, а где путь истины. Очень трудно найти этот путь истины, но его совершенно необходимо находить. Это бывает трудно для евреев. Мне много раз приходилось разговаривать на эти темы в синагогах разных городов, и я очень хорошо представляю себе, с какими трудностями сталкивается потаённое еврейское сознание в этой сфере. Об этом чаще всего тоже не говорят вслух, только в очень узких кругах, между собой. Но ведь нечто подобное можно слышать и в таких же узких кругах, которые называют себя русскими национальными кругами. Я всегда боюсь этого сочетания – когда люди, называющие себя русскими, становятся какими-то очень рьяными монархистами. Мне это сочетание представляется очень неблагоприятным.

Соблазн ужасный. Хилиазм – и русский, и еврейский – это одна из самых серьёзных духовных ошибок. Но и не случайно эти настроения были так сильны сто лет назад. И ненависть многих евреев к царю именно как царю так же понятна, как и особая любовь к нему некоторых русских. Это две стороны одной медали. Эта ненависть, как известно, играла огромную роль в том, что происходило сто лет назад – и в феврале, и в октябре, и потом. К сожалению, я не знаю ни одной большой серьёзной работы на эту тему, чтобы кто-то её исследовал. Очень трудно беспристрастно это делать. Хотя так или иначе этих вопросов касаются часто.

Но тема трудная. Поэтому, в сухом остатке, коли уж мы заговорили о «святой Руси», я воспринимаю это всё-таки как миф ветхозаветного свойства. Отсюда ветхозаветное понимание и теократии, и тысячелетнего царства, такая мессианская идея и так далее. Поэтому без особой нужды я не стал бы употреблять это выражение. Слишком большие опасности подстерегают человека, который оперирует подобными понятиями. Хотя, повторяю, смысл в этом – не только общечеловеческий, мировой, но и конкретный, связанный именно с историей русского народа, – существует. И очень жалко, что он затемнён разными искушениями. Потому что было бы очень хорошо, если бы и каждый русский, и каждый еврей, коли мы сейчас говорим в таком контексте, помнили о том, что их историческая судьба неразрывно связана с верой, неразрывно связана с Богом, с исполнением Его воли. Но Его воли, а не всех интерпретаций, которые вокруг неё нарастают в большом количестве.

Здесь есть какой-то исторический дар, но есть и много опасностей. И нужно этим даром воспользоваться, пока он не отнят, пока вообще можно говорить о судьбе России, так же, как и о судьбе еврейского народа. Пока это существующие в истории реальности, надо на эти темы размышлять, но размышлять осторожно, с большим внутренним вниманием и соотнесённостью и со всем миром, и со своим прошлым, и со своим настоящим, и со всеми светлыми чертами, но и со всеми тёмными сторонами, которые с этой темой богоизбранности исторически связаны.

Лев Шипман: Спасибо, батюшка. Этот анализ, эти размышления дают возможность для дальнейшего осмысления этой темы, помогают отделить зёрна от плевел.

Отец Георгий КочетковСпасибо тебе, потому что такой вопрос мне никто раньше не задавал, что, конечно, странно. Интересно было бы немножко более конкретно об этом поговорить. Сейчас я нарисовал общую концептуальную картину, которая мне представляется наиболее адекватной. Но здесь много тайн, много сложностей, много исторических проблем. И мы должны будем в этом разобраться.


www.ogkochetkov.ru

загрузить еще