На днях почти одновременно прошли презентации первого тома переписки отца Михаила Шика с женой Наталией Шаховской в Петербурге (20 ноября) и в Малоярославце (21 ноября). Причем вторую презентацию, в отличие от всех предыдущих, провели не представители Культурно-просветительского фонда «Преображение», издавшего книгу, а сами родные, по инициативе внучки отца Михаила и Наталии Дмитриевны – Елены Старостенковой.
Чем же привлекает современных людей торопливого ХХI века неспешное даже по названию издание «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века»? Если бы вы заглянули в зал Дома Бажанова (где сейчас расположена историческая детская библиотека), то удивились бы, в какой звенящей тишине шел разговор. И «серебряные люди» художника Марии Патрушевой, в рамках выставки которой проходила презентация, как будто тоже прислушивались к происходящему.
Представили книгу ее редактор Ольга Борисова, ее дизайнер Мария Патрушева и сотрудник издательства КПФ «Преображение» Анна Лепехина.
От Приютинского братства к благословению патриарха
Постепенно перед участниками презентации проявляются образы главных героев книги. Вот они общаются с представителями Приютинского братства, основанного отцом Наталии Дмитриевны — князем Дмитрием Ивановичем Шаховским. Главные принципы этого сообщества друзей: «1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри как на свои». А уже из молодого поколения складывается свой дружеский круг, в который входят Георгий Вернадский, Михаил Шик, Владимир Фаворский и др. Они плоть от плоти своих родителей: те же стремления улучшить жизнь России, жить не для себя, послужить другим, просвещать народ. Участники дружеского круга – из разных слоев общества, даже из разных культур. Наталия Дмитриевна – княжна, Михаил Владимирович – представитель еврейской купеческой семьи.
В 1918 году Наталия Дмитриевна и Михаил Владимирович уже обвенчались. Она приносит обет и Христу, и мужу, он отвечает...
1922 год, кампания по изъятию церковных ценностей. Вместе с о. Павлом Флоренским Михаил Шик работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Разве работа на безбожную власть – это дело верующих, искренне любящих Россию? Но у них есть тайное благословение патриарха Тихона спасти мощи преподобного Сергия Радонежского от поругания. И несколько сотрудников Комиссии заменяют главу преподобного Сергия на голову – князя Трубецкого*. Долгие годы лишь несколько человек знали, где она хранится. И только архимандрит Гурий (Егоров), открывая Троице-Сергиеву лавру в 1946 году, вновь принимает подлинные мощи в раку лавры. Нужно ли говорить, что уже к 1937-38 годах все члены той Комиссии погибли…
Начало исповедничества
Первый арест и ссылка. 1925-26 годы. Мы читаем в письмах о надежде диакона Михаила Шика на Бога, только на Бога. Наталия Дмитриевна с двумя детьми остается в Москве.
– Для меня было уроком умение авторов писем полагаться на волю Божью в любых обстоятельствах своей жизни, – говорит Ольга Борисова. – Не клясть судьбу, не унывать от, казалось бы, по-человечески невыносимых обстоятельств жизни, а любое испытание воспринимать как духовный урок, помнить, что Господь никогда не оставляет. И это помогает из любых тяжелых обстоятельств жизни выйти с прибытком. Ведь именно во время заключения в Бутырской тюрьме в 1921 году происходит обращение Наталии Дмитриевны ко Христу. И именно на этапе в ссылку Михаил Владимирович знакомится со своими духовными учителями. «Какая прекрасная духовная школа – этап и ссылка», – пишет он жене. В ссылке диакон Михаил рукополагается во иерея.
Потаенная церковь
Отец Михаил начинает свое священническое служение. Служит в храмах мечевского круга – сначала на Маросейке, потом у Соломенной Сторожки. По предположениям Елизаветы Михайловны, маросейская община помогала семье отца Михаила, когда он был в ссылке.
Вместе с о. Владимиром Амбарцумовым в 1931 году уходит за штат из храма у Соломенной Сторожки – после заявления митр. Сергия (Страгородского) о том, что находящийся в заключении митр. Петр (Полянский) не может возглавлять церковь. В Малоярославце покупается дом, в незаметной для постороннего глаза пристройке оборудуется домовая церковь. В ней есть все необходимое: из шкафа в любой момент может быть выдвинута икона, бокал может стать потиром... – комната превращается в храм. Отец Михаил служит там тайно вместе с детьми и духовными чадами, которые по несколько человека приезжают из Москвы, чтобы не привлекать внимания. Появляются у него духовные чада и в Малоярославце. По свидетельству современников, он удивительно вдохновенно служил и проповедовал: чувствовалось, что «Бог находится рядом с ним, буквально в пяти шагах».
Старшему сыну Сергею особенно запомнилась Пасха, когда отец Михаил читал Евангелие на двенадцати языках. Сергей Михайлович вспоминал, что отец Михаил свободно владел латынью, греческим, французским, английским и немецким.
Прощание
1937 год, февраль. При обыске пристройку, в которой была домовая церковь, не заметили. Однако, когда попросили паспорт, отец Михаил пошел за ним в пристройку – и обыск начался снова. Отца Михаила арестовали. Забрали все богослужебные принадлежности.
Последнее свидание супругов происходило в электричке на следующий день: Наталия Дмитриевна вошла в вагон и увидела в противоположном конце отца Михаила под конвоем. Она рисовала на заиндевевшем окне первые буквы слов. Он отвечал так же, и они понимали друг друга. Отец Михаил нарисовал крест – «последнее благословение и предвидение своей судьбы», – так сказал Сергей Михайлович.
Десять лет без права переписки. Жена и дети, как и сотни тысяч других советских граждан, ждали своего отца через десять лет. Считали, сколько им самим в это время будет, представляли встречу. Наталия Дмитриевна до самой своей смерти писала мужу письма. Последнее – в 1942-м, будучи сама смертельно больна туберкулезом. Она как бы передавала детей ему, прощаясь с ним навсегда. А он уже пять лет, как был расстрелян на Бутовском полигоне. Его расстреляли 27 сентября 1937 года, в праздник Крестовоздвижения.
«У нас хорошие дети»
В своем прощальном письме Наталия Дмитриевна писала о детях: «У нас хорошие дети». И вот через много лет одна из дочерей отца Михаила и Наталии Дмитриевны Елизавета Михайловна Шик обнаружила на чердаке дома в Малоярославце их переписку, несколько лет ее обрабатывала и переводила в электронный вид и предложила КПФ «Преображение» ее издать. Было очевидно, что это не просто частная переписка, а значимое историческое и культурное явление. Больше года Елизавета Михайловна готовила эту книгу к печати вместе с редактором Ольгой Борисовой. Она говорила, что это самое главное дело в ее жизни, то, что она обязательно должна его закончить. Писала комментарии, находила новые факты, которые помогут читателям понять контекст, в котором велась переписка родителей. Елизавета Михайловна скончалась 6 апреля 2014 года, когда работа над первым томом практически была завершена.
Сейчас второй том помогают готовить к изданию ее племянник Иван Дмитриевич Шаховской и ее старший брат Сергей Михайлович Шик. Ему – девяносто четыре. Ольга Владиславовна закончила свой рассказ благодарностью Богу и судьбе за возможность познакомиться с этой семьей – как в переписке, так и лично, в тесном общении-сотрудничестве.
– Доброта, отзывчивость, внимание к человеку удивляли, – о другой дочери Шиков Марии Михайловне говорит ее родственница Светлана Васильева. – Дети их были воспитаны в высокой культуре. Сейчас такое редко встретишь.
Присутствовавшая на встрече правнучка Шиков Вера в кулуарах сказала мне, что не только сама читает книгу своих прадеда и прабабушки, но рассказывает о них своим друзьям и знакомым.
«Каждый должен выписывать газету только своей партии»
О воспитании детей в детской библиотеке хотелось говорить особо. Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского православного братства (Преображенское содружество братств), привела некоторые факты из системы воспитания Наталии Дмитриевны. О том, как ее стремление к воспитанию целостной личности проявлялось даже в том, что она не разрешала детям слушать музыкальное произведение частями, но только целиком, от начала до конца. Сегодня, в век клипового сознания этот факт производит особое впечатление. Не менее интересна причина, по которой Наталия Дмитриевна перестала выписывать детям «Пионерскую правду» – во сне ей явился отец, основатель кадетской партии, и строго сказал: «Каждый должен выписывать газету только своей партии».
Партия, к которой принадлежала семья Шиков-Шаховских, не обозначена ни в каких реестрах. Это партия тех, кто счастье видел в том, чтобы жить по правде, и научил этому своих детей. Они считали, что счастье не делает жизнь легче – оно делает ее лучше. Когда-то отец Михаил сказал, что он не понимает, «как можно жалеть человека за увенчание его пути», ведь «вынести жизнь так, чтобы попасть в ряд святых мучеников – удел немногих». Сегодня его четверостишие из цикла «Страстная Седмица», написанное в начале 1920-х годов, звучит пророчески:
Девятый час искупленья,
Последний вздох на кресте –
Да будет вам весть Воскресенья,
Вкусившие смерть во Христе!
* Все обстоятельства этого дела на сегодняшний день остаются невыясненными.