Песня про любовь к Волге звучит совершенно неожиданно. Привычные для русского слуха распевы и вдруг – на немецком языке. Сегодня слово «немцы» вместе с словом «Волга» скорее всего вызовут память о тяжелых боях во Вторую мировую. Эти воспоминания, кажется, стали частью нашей генетики и передаются из поколения в поколения на очередном витке ДНК. Но именно эту песню придумали немцы, которые пришли на русскую землю тогда, когда отношения между двумя народами были совсем иными.
Песней открылась фестивальная площадка «Русские и немцы в России: вехи истории и богословие добрососедства», которую Свято-Архангельское православное братство провело совместно с Баварским культурным центром немцев из России в рамках Фестиваля «Преображенские встречи. Время мира». На импровизированной сцене – семья Третьяковых (Мейдеров) – поволжских немцев из крохотной Сарепты на юге Волгограда. Далекие предки Нелли Андреевны Мейдер были в числе тех, кто в конце XVIII века основал здесь, на волжской земле, колонию религиозного братства гернгутеров. С тех пор на этой земле жили почти пятнадцать поколений Мейдеров. Они до сих пор живут и плодоносят здесь несмотря ни на что.
– Мои родители, как и все сарептяне, были настоящими патриотами России, – рассказывает Нелли Андреевна Мейдер. – И, несмотря на изгнание (семью после начала войны депортировали в Казахстан), репрессии, все тяготы (с началом войны на всех немцах лежало клеймо предателя), они ими оставалось. Поверьте, это не пустые слова… всю жизнь в изгнании мама мечтала вернуться обратно. Ведь это их земля, их прадеды тут жили, облагораживали… такую неземную красоту создали».
ХХ век кажется непреодолимо развел два народа по разные стороны баррикад. Иногда это разделение проходило прямо через судьбу человека. Можно ли излечить то, что произошло? Есть ли то самое богословие добрососедства, заявленное в теме? И как нам жить так, чтобы оно было явлено? Есть ли у народа своя судьба перед Богом? Есть ли народы, которые по Его воле могут жить вместе? На эти непростые вопросы пытались ответить гости, собравшиеся для разговора.
– Наш фестиваль назван «Время мира», но речь идет не о мире, который достигается усилиями дипломатии, а о том мире, который приходит как дар свыше и наполняет нас, – начал встречу председатель Свято-Архангельского православного братства священник Иоанн Привалов. – И вдруг мы можем принять в общение человека, которого раньше принять не могли, и вдруг в незнакомом и чужом человеке открываем что-то близкое и родное.
Именно в таком ключе мира собрались посмотреть друг на друга и погрузиться в историю участники встречи. В таком мирном духе можно ничего не забывать, но, наоборот, вспоминать трагические и светлые стороны отношений, историю в полном объеме. Это важно, потому что по словам участников встречи, есть какая-то необъяснимая тайна, которая объединяет наши народы.
– Наша жизнь определяется встречами, – сказал доктор богословия, пастор, ректор Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви (Санкт-Петербург) Антон Тихомиров. – Некоторые из них бывают чрезвычайно глубокими и становятся какой-то важной страницей в нашей жизни, важной вехой или даже ее сутью. На таких встречах мы узнаем другого человека и узнаем самих себя, через них рождаются новые отношения, в том смысле – отношения добрососедства. Для меня удивительно, что такие встречи могут быть не только между людьми, но и между народами. Именно таких встреч полна история между Россией и Германией. Они были очень разные, в том числе и трагичные, но по большей частью встречи были плодотворные, взаимообогощающие, наполненные взаимным уважением.
О том, что в истории Россия и Германия были намного ближе, чем мы можем себе представить, написано много книг, которые, к сожалению, мало кто читает. Автор трудов об истории Лютеранской церкви и об истории немцев в России – профессор, доктор исторических наук, научный сотрудник Баварского культурного центра немцев из России Ольга Лиценбергер рассказала, что трудно найти в Европе две страны, исторически связанные больше, чем Россия и Германия. Экономические, культурные и династические связи существовали веками. Русские цари издавна приглашали из германских земель мастеров самых разных профессий. Из немцев на Руси получались прекрасные аптекари, врачи, горных дел мастера, военные, юристы, архитекторы, строители, мастера книгопечатания и так далее. Их потомки составили цвет российской дореволюционной технической, научной, служилой и экономической элиты. Мы знаем много видных деятелей, ученых, политиков и даже русских святых, которые имели немецкие корни: Барклай-де-Толли, Сергей Витте, Федор Гааз, Прокопий Устюжский, Марина Цветаева, Василий Струве, Анна Герман, Владимир Даль, Борис Раушенбах, Иван Крузенштерн, Альфред Шнитке, Денис Фонвизин, протоиерей Павел Адельгейм.
Как известно, Петр I заложил традицию заключать браки с немецкими королевскими фамилиями. Он позволил лютеранке Шарлотте не переходить в православие, хотя все последующие принцессы-иностранки меняли вероисповедание. Самая известная русская императрица – Екатерина Великая, тоже была немецкого происхождения. Когда была достигнута договоренность о браке с будущим императором Петром III, она принялась старательно изучать историю России, язык и приняла православие.
История отношений народов, разумеется, не всегда была гладкой. Синусоида общения шла на спад после Ледового побоища, Левонских войн, притязаний Пруссии и определения границ России после русско-турецких войн. То и дело появляются на Руси фрески, где, например, немецкий купец запечатлен в аду. А Соборное уложение 1649-го года запрещает немцам владеть недвижимостью, если они не приняли православие.
Тем не менее, в целом вплоть до начала прошлого века процесс приглашения немцев в Россию продолжается, во многих крупных городах создавались и существовали немецкие слободы. Огромное значение для взаимного обогащения культур сыграл уже упоминаемый манифест Екатерины Великой, которая повелевает создать в Поволжье немецкие колонии, куда переезжают 30 тысяч колонистов. Кстати, главой Лютеранской церкви в России, которая всегда в силу исторических обстоятельств чувствовала себя более свободно, чем католическая, был… российский император.
Перед Первой мировой войной в России проживало примерно 2,4 миллионов немцев. Это полтора процента населения (всего в России в 1913 году насчитывалось свыше 166 миллионов жителей, сейчас, для сравнения, около 146 миллионов). Большая часть из них в советской России стали заложниками своего происхождения.
– Можно сказать, что встреча между нашими народами была куплена дорогой ценой, - сказал пастор Антон Тихомиров. – И поэтому от нее нельзя отказываться. У русских и немцев действительно много переплетено. Это касается как внешних связей, так и внутренних. Можно говорить о глубоком интересе православия и лютеранства друг к другу. Мы можем говорить об опыте сотрудничества православных христиан и лютеран, нас соединяет не доктрина, не культ, хотя в лютеранском и православном богослужении видно удивительное родство, а нечто главное. Нас соединяет Господь наш Иисус Христос и именно благодаря этому люди разных конфессий могли объединяться и сотрудничать друг с другом перед лицом гонений.
Гости из Сарепты исполнили не только песню про Волгу. Они спели духовный гимн «Jesu, geh voran», который их предки пели, когда их вместе с семьями и детьми погрузили на баржу в 1941 году для депортации. Но так как людям никто ничего не объяснял, люди были уверены, что их везут топить…
С начало войны приказом Верховного совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и проведена тотальная депортация немцев. Для этого на территорию республики были введены войска НКВД. Было дано распоряжение в 24 часа прибыть на пункты сбора. Всего в Казахстан, Сибирь и Среднюю Азию было депортировано порядка 446 тысяч советских немцев.
После депортации, голода и невыносимых условий трудлагерей, кто-то смог вернуться в родную Сарепту. А вот после 1990-х годов, когда немцам было отказано в возвращение автономной республики, немцы стали уезжать из России навсегда. Тогда Россию покинуло почти 2,5 миллиона человек. Из них почти одна треть – этнических русских. Сегодня в Германии проживает 4 миллиона русскоязычных граждан.
Сможем ли мы явить собой то самое время мира сегодня? По-настоящему изжить то, что пришлось пережить обоим народам, по-настоящему простить? В каком-то смысле эта встреча дает такую надежду, потому что в зале вставали люди с немецкими корнями, которые всю жизнь искали подобных встреч и разговоров.
– История народов – это тоже отношения встреч, – сказал в завершение пастор Антон Тихомиров. – Это то, что определяет нашу жизнь и что определяет нас самих. Встречи могут быть с Богом и в Боге. Даже вечная жизнь, о котором мы мечтаем, это не какой-то статичный покой, а целая чреда встреч с Богом, тех встреч, которые являются прямым продолжением того, что началось уже здесь.