Автор программы поделился с гостями своими мыслями о том, что же стало причиной революции 1917 года, что привело к таким катастрофическим для страны последствиям и в какой реальности мы живем сегодня.
Феликс Вельевич отметил, что для осмысления событий, произошедших 100 лет назад, надо следовать трем основным линиям: русская интеллигенция, русское самозванство, русская смута. Если эти три линии мысленно соединить, то можно вплотную подойти к исторической правде.В основе обвала февральской революции 1917 года стояли не реальные причины, а настроения, подчеркнул Разумовский. Эти настроения распространялись и на всю интеллигенцию, и на национальную элиту. Мироощущение интеллигенции было очень привлекательно, но совершенно беспочвенно: с одной стороны радикализм, с другой – полное непонимание того, чем страна живет, чем дышит.
«Великая смута XX века началась не в 1917 году, а гораздо раньше, – объяснил Феликс Вельевич. – В 1902 году вышел очерк Короленко "Грабишки", он рассказывает о беспорядках в тамошней деревне. Уже тогда, задолго до 1917 года, было желание убрать интеллигенцию, слой, который вызывал у крестьянства раздражение. Апогеем смуты стал 1905 год. Это время "дворянских фейерверков", когда поджигали и громили дворянские усадьбы. Причем целью был не просто грабеж, а уничтожение. В 1917 году с расстрелом императора исчезла последняя скрепа – верховная власть. И смута вспыхнула с новой силой».Погромы в русской деревне перешли в противостояния всех против всех. Главными действующими лицами смуты стали криминальные элементы – те самые крестьяне, озлобленные, готовые на самые страшные преступления. С таким миром интеллигенция справиться не могла.
И вот на этом фоне появляется Ленин – никому не известный человек, политик, русский самозванец. «Никакими другими причинами это невозможно объяснить, – отметил Разумовский. – Ленин на Финляндском вокзале открыто призывал народ к предательству, говорил страшные вещи. Подобное прощает только смута. Ленина "несла" мощь этой темной силы». Поэт Максимилиан Волошин выводит череду русских самозванцев. Их появление и исчезновение – главная особенность смуты.
По мнению Феликса Вельевича, события 1917 года в России невозможно сопоставить с европейскими революциями. В Европе революции созидали нацию, укрепляли ее. Там не стоял вопрос об историческом существовании страны. В России деятели русской смуты поставили конкретную цель – уничтожить всю Россию с ее самобытной культурой. «В таком жалком, разрушенном состоянии как Россия не находилась ни одна страна», – подчеркнул он.«25 лет назад, когда я только задумывал этот цикл передач, академик Александр Михайлович Панченко мне сказал: "Сейчас время задавать вопросы. Нужно пройти путь самопознания", – поделился с гостями Феликс Разумовский. – Чтобы принимать решения, касающиеся русской жизни, надо эту жизнь знать. Еще Ключевский в XIX веке писал: "Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Что делать? Ответа нет". Мы и сейчас не знаем ответа. Если это проблема стояла так остро в XIX веке, то после большевистского разгрома эта проблема достигла геркулесовых столбов».
Три года назад лидер нашей страны сказал, что главная проблема России – проблема самоидентичности. Первые три месяца весь истеблишмент произносил слова «самоидентичность» и «самопознание». И что же мы имеем сегодня? Сегодня тема национальности и патриотизма приватизирована левой, «сталинской» тусовкой. «Это шизофреническая реальность. Мы дезориентированы до последней степени», – заключил Феликс Вельевич.Софья Рудакова
Фото Александра Волкова