Бог и идол в одном доме

15 декабря 2017
14 декабря в большом зале Дома русского зарубежья состоялась презентация нового цикла телепередач «1917: Переворот? Революция? Смута?» Феликса Разумовского

Автор программы поделился с гостями своими мыслями о том, что же стало причиной революции 1917 года, что привело к таким катастрофическим для страны последствиям и в какой реальности мы живем сегодня.

Феликс Вельевич отметил, что для осмысления событий, произошедших 100 лет назад, надо следовать трем основным линиям: русская интеллигенция, русское самозванство, русская смута. Если эти три линии мысленно соединить, то можно вплотную подойти к исторической правде.
Вдеущий презентации Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, поэт Юрий Кублановский, тележурналист Феликс Разумовский, протоиерей Александр Лаврин
Вдеущий презентации Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, поэт Юрий Кублановский, тележурналист Феликс Разумовский, протоиерей Александр Лаврин

В основе обвала февральской революции 1917 года стояли не реальные причины, а настроения, подчеркнул Разумовский. Эти настроения распространялись и на всю интеллигенцию, и на национальную элиту. Мироощущение интеллигенции было очень привлекательно, но совершенно беспочвенно: с одной стороны радикализм, с другой – полное непонимание того, чем страна живет, чем дышит.

«Великая смута XX века началась не в 1917 году, а гораздо раньше, – объяснил Феликс Вельевич. – В 1902 году вышел очерк Короленко "Грабишки", он рассказывает о беспорядках в тамошней деревне. Уже тогда, задолго до 1917 года, было желание убрать интеллигенцию, слой, который вызывал у крестьянства раздражение. Апогеем смуты стал 1905 год. Это время "дворянских фейерверков", когда поджигали и громили дворянские усадьбы. Причем целью был не просто грабеж, а уничтожение. В 1917 году с расстрелом императора исчезла последняя скрепа – верховная власть. И смута вспыхнула с новой силой».
Феликс Разумовский
Феликс Разумовский

Погромы в русской деревне перешли в противостояния всех против всех. Главными действующими лицами смуты стали криминальные элементы – те самые крестьяне, озлобленные, готовые на самые страшные преступления. С таким миром интеллигенция справиться не могла.

И вот на этом фоне появляется Ленин – никому не известный человек, политик, русский самозванец. «Никакими другими причинами это невозможно объяснить, – отметил Разумовский. – Ленин на Финляндском вокзале открыто призывал народ к предательству, говорил страшные вещи. Подобное прощает только смута. Ленина "несла" мощь этой темной силы». Поэт Максимилиан Волошин выводит череду русских самозванцев. Их появление и исчезновение – главная особенность смуты.

По мнению Феликса Вельевича, события 1917 года в России невозможно сопоставить с европейскими революциями. В Европе революции созидали нацию, укрепляли ее. Там не стоял вопрос об историческом существовании страны. В России деятели русской смуты поставили конкретную цель – уничтожить всю Россию с ее самобытной культурой. «В таком жалком, разрушенном состоянии как Россия не находилась ни одна страна», – подчеркнул он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Царицыно, на презентации отметил, что главной идеей власти большевиков было построить новую веру. Веру, в которой уже не было взаимоотношений с Богом, где центром становится сам человек, который должен занять место Бога. «"Я – Творец" – такова идея мировой революции», – подчеркнул отец Александр.
Протоиерей Александр Лаврин
Протоиерей Александр Лаврин
Поэт и искусствовед Юрий Кублановский вспомнил, как в 1986 году приехал в гости к Солженицыну и спросил его о том, а что же произошло в России в 1917 году. Александр Исаевич ответил: «Голова сохла, сохла и отвалилась». Россия катилась в большевистскую пропасть. И эту смуту могла подавить только жесточайшая диктатура. На это и оказались способны большевики. Юрий Кублановский уверен, что мировая революция продолжается и по сей день, она отбросила свет на все человечество. «Нынешний мировой кризис уходит корнями в те времена», – подчеркнул Юрий Михайлович.
Дмитрий Гасак, Юрий Кублановский, Феликс Разумовский
Дмитрий Гасак, Юрий Кублановский, Феликс Разумовский

«25 лет назад, когда я только задумывал этот цикл передач, академик Александр Михайлович Панченко мне сказал: "Сейчас время задавать вопросы. Нужно пройти путь самопознания", – поделился с гостями Феликс Разумовский. – Чтобы принимать решения, касающиеся русской жизни, надо эту жизнь знать. Еще Ключевский в XIX веке писал: "Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Что делать? Ответа нет". Мы и сейчас не знаем ответа. Если это проблема стояла так остро в XIX веке, то после большевистского разгрома эта проблема достигла геркулесовых столбов».

Три года назад лидер нашей страны сказал, что главная проблема России – проблема самоидентичности. Первые три месяца весь истеблишмент произносил слова «самоидентичность» и «самопознание». И что же мы имеем сегодня? Сегодня тема национальности и патриотизма приватизирована левой, «сталинской» тусовкой. «Это шизофреническая реальность. Мы дезориентированы до последней степени», – заключил Феликс Вельевич.
Феликс Разумовский, Дмитрий Гасак
Феликс Разумовский, Дмитрий Гасак
Ведущий вечера Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, отметил, что этот цикл передач – попытка художественным языком показать, что происходило со страной в начале XX века. «В 2017 году часто звучал вопрос – нужно ли признать большевистскую власть преступной. В фильме нет этого вопроса. Но в фильме показано, что есть непримиримые вещи – Бог и идол, которые находятся в одном месте, в одном доме. Это скверна на святом месте. И в этом доме живем мы. Так что вопрос "Кто мы?" по-прежнему актуален».
Организаторами презентации нового цикла телепередач «1917: Переворот? Революция? Смута?» выступили Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Преображенское братство.

Софья Рудакова

 

Фото Александра Волкова

Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак
Теймур Джалилов и Феликс Разумовский – члены творческого коллектива телепрограммы «Кто мы?»
Теймур Джалилов и Феликс Разумовский – члены творческого коллектива телепрограммы «Кто мы?»
загрузить еще