Принципы жизни Преображенского братства

Устремим все свое внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения.
Еп. Михаил (Грибановский)

Преображенское братство (движение) – неформальное братство православных христиан, осознающих и исполняющих свое призвание: содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней.

I. Основные принципы жизни Преображенского братства

Церковность

Принципиальная и неразрывная, внутренняя и внешняя связь с Церковью, которая «есть Тело Христово», и, в частности, с Русской православной церковью, а также решимость не отделяться от Православия ни при каких условиях, ибо «любой грех в церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви» (свящ. Валентин Свенцицкий). Итак, это – верность Церкви Христовой и понимание того, что братство – только её часть. Для нас принадлежность к Церкви важнее принадлежности к братству, а ещё важнее – наша любовь к Богу и ближним.

Личностность

Неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

Неиерархичность

Невозможность «ставить себя выше других в церкви, а тем более – выше церкви, или претендовать особым образом выражать церковь» (протопр. Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу», а старший тот, кого избрал для этого Бог).

Ответственность

Всё, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и «многом совете», обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ответственность за всех в общине и братстве и за всё в себе и в церкви.

Служение

Полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28); служение от избытка сердца именно теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в Церкви – в братстве, общинах и лично.

Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр 21:5), а самим не быть «тромбом» в теле Церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на всё значимое в церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть «впереди времени» (в соответствии со святоотеческим принципом «Церковь всегда обновляется»).

Ответственность «меньшего» за «большее» в церкви

Личная ответственность каждого за свою группу или общину, группы или общины – за малое братство, малого братства – за Преображенское братство, Преображенского братства – за церковь. Ответственность членов групп и общин за старших (духовно и по положению) во всех группах и общинах, малых братствах и Преображенском братстве, в том числе за духовного попечителя Преображенского братства (Содружества) как основного свидетеля и служителя (гаранта) церковности братства, то есть верности братства призванию и всем признанным им принципам жизни.

Мирное и непримиримое противостояние злу

Стремление адекватно реагировать на всякое угашение духа и искажение смысла, на всякую неправду как в церкви (фундаментализм, модернизм, клерикализм, конформизм, политизация), так и в обществе (индивидуализм, разделение, потребительство, агрессивность, коррупцию, мафиозность), и при этом ничего не бояться, будучи готовыми даже к страданию за Христа в любое время. Никого не осуждать, не критикантствовать, бороться только «словом и житием».

Воспитание детей ради целожизненного служения

Подготовка детей, прежде всего собственным примером, к качественному и целожизненному служению, предполагающему внутренний настрой, при котором человек не держится за себя и свое, а готов делиться с близкими и ближними дарами любви. Воспитание своих и братских детей для «Царства Небесного и правды Его».

Борьба за человека и его свободу, за церковь и ее соборность

Борьба за человека не как борьба за что-то для человека, но за него самого как личность. Борьба в церкви не против кого-то, но за то, чтобы на первом месте в ней был Христос. "Потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах" (Еф 6:12). Созидание общины, обращенной к личности и этим порождающей возможность соборности; и созидание братства, обращенного к соборности и этим поддерживающего развитие личности.

Братство стремится следовать Евангелию во всем, не считаясь со сложившимися обратными традициями, привычками, внешним или внутренним сопротивлением любого рода, в том числе и со стороны «здравого смысла».

II. Из этого следует:

1. Единая жизнь братьев и сестёр во Христе, включая жизнь в общинах и группах, малых и большом братствах, основанная на общении, братской агапической (всеобъемлющей) и дружеской любви и личном иночестве.

Это может выражаться, в частности, в иноческой по духу постоянной и трезвенной совместной обращенности ко Христу для обретения единства «закона веры», «закона молитвы» и «закона жизни»; в регулярных домашних и иных встречах для совместной молитвы, чтения Писания и духовной беседы и общения; в братских трапезах после совместного причастия (агапах); во взаимопомощи, делах милосердия и в совместном братском трудовом служении; в паломничествах и т.п.

Имея определенные границы, общины и малые братства сохраняют при этом открытость своей жизни, в т.ч. возможность включения в нее новых членов (в частности, детей членов общин). Братство стремится не допускать духа сектантства, элитаризма, стяжательства, лицемерия, фарисейства и саддукейства в любых его проявлениях.

2. Свидетельство о спасении и преображении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью.

Братство участвует в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, искренне ищущих путь к Богу. Члены братства стремятся свидетельствовать о христианской вере и жизни в общинно-братском духе.

Братство прилагает усилия для распространения в церкви практики обязательного научения перед крещением, т.е. возрождения в церкви катехумената и проведения полноценной катехизации перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто «был крещен без подготовки, формально, не сподобившись "родиться свыше" (Ин.3:7)».1

Братство всемерно способствует расширению и углублению духовного просвещения, в частности, духовного образования христиан всех возрастов. Каждый член братства в нормальном случае осознает христианское просвещение и ученичество как дар Божий и, значит, как свою духовную обязанность.

3. Стремление к простоте и открытости во Христе и созидание христианского единства

Члены братства не замыкаются в себе и своей традиции, но ищут истину везде и, где бы ее ни нашли, принимают её, воцерковляя.

Сознавая наличие серьезных внутренних проблем в Русской православной церкви, братство со своей стороны и в меру своих сил противостоит любым попыткам спровоцировать раскол в церкви, выступая за диалог в ней по спорным вопросам в духе терпимости и непредвзятости, в соответствии со словами св. ап. Павла (1Кор 11:19): «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Признавая единство всех христиан заповедью Спасителя (Ин 17:21), братство не стремится к затушевыванию конфессиональных различий, но вместе с тем не снимает с себя ответственности за общий грех конфессионального разделения. Члены братства открыты для личного общения в духе любви с представителями других христианских конфессий, как с нашими братьями и сестрами во Христе.

Братство не находится в формальной зависимости от государственных, общественных и официально-церковных учреждений, но прилагает усилия для поиска адекватных форм церковно-общественного диалога и поддержки христианской общественности.

4. Участие в евхаристическом и литургическом возрождении

Члены братства стремятся к полноте личного и совместного участия в богослужении через поиск воплощения его духа и смысла в их единстве. В частности, для этого братство содействует восстановлению ряда ныне актуальных древних традиций: общего пения, непараллельного с хором чтения евхаристического канона и других общих молитв вслух, общенародного целования мира, проповеди после Писания, «пасхально» постоянно открытых царских врат и т.д. Также братство ищет способы к преодолению всех возможных разделений в церковном собрании, в первую очередь клира и мирян.

Братство содействует полному выявлению в церкви литургической и общецерковной (соборной и личностной) природы всех таинств, начиная с крещения и евхаристии, стремясь к тому, чтобы таинства в церкви не могли восприниматься как частные требы и профессиональное дело одних священнослужителей, но как плод общего служения всего народа Божьего по его дару царственного священства (1 Пет 2:9).

Братство поддерживает перевод богослужения на национальные языки (прежде всего русский) и тем самым их воцерковление во исполнение слов сщмч. протопр. Александра Хотовицкого: «Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

5. Ответственность за народ, общество и страну

Братство осуществляет свою деятельность вне политики, понимаемой как борьба за власть и свои привилегии, но осознает свою ответственность за церковь, общество и страну, народ и его историю. Ответственность братства за жизнь общества проявляется в четырех основных сферах:

  • борьба за возрождение человека, народа и общества;
  • собирание всех живых сил в народе и обществе;
  • свидетельство словом правды и истины;
  • призыв к национальному покаянию, прежде всего собственным примером.

Братство стремится явить христианский образ отношений как внутри церкви, так и внутри общества и его институтов, включая семью и государство.

Для этого члены братства призваны трезвенно разбираться в общественной ситуации: уметь отличать факты от мифов и пропаганды, не выносить поспешных суждений и решений, «не играть в чужие игры» и т.п.

***

Мы считаем пророческими и актуальными для всех нас слова, произнесенные еще в конце XIX века еп. Таврическим Михаилом (Грибановским):

«Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в Духе при помощи Христа. В этом, в сущности, разрешается все православие, все его догматы, вся этика, все таинства, все обряды, вся жизнь. В разъяснении православия в этом смысле – теоретическая задача наша. В проведении такого православия в жизнь частную, семейную, общественную и государственную – вся наша практическая задача. В братском союзе сочувствующих и отдающихся всецело этой задаче людей – самый верный задаток обновления православно-русской жизни. Придется ли их (эти идеалы – ред.) осуществлять легальным путем или путем протеста сверху или снизу – все равно наше дело не рассуждать о том, что неизвестно, но быть готовым к нему».

[1] Из приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II организаторам, участникам и гостям круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», проведенного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи 29 ноября 2007 г.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку