О христианском воспитании детей как церковном служении
В каком случае можно говорить о воспитании детей как о церковном служении? Христианское воспитание – одна из самых сложных задач, стоящих перед христианской семьей. Ведь такое воспитание является не просто социализацией ребенка, получением им хорошего образования, но обретением веры и любви к Богу и ближним. Осознавая всю сложность этой задачи, мы решили поговорить о христианском воспитании как церковном служении на примере опыта Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева.
Семинар на эту тему провели Воскресенское и Свято-Георгиевское малые православные братства в рамках конференции «Служение Богу и человеку в современном мире». В семинаре приняли участие прот. Василе Михок (Сибиу, Румыния), вице-президент православного движения «Воинство Господня», Валерий Авдасев, директор музея «Трудовое братство Н.Неплюева» в с. Воздвиженском, Виталий Шейко, директор центра «Родной край», внучка одного из братчиков Трудового братства Наталья Валентиновна и члены Преображенского братства.
Как было отмечено в начале встречи, несмотря на широкое обсуждение темы христианского воспитания и образования в Русской православной церкви, далеко не всегда осознается, в чем же заключается специфика именно христианского подхода. Так, многие православные воскресные школы ставят перед собой задачи, связанные со «становлением личности ребенка, стремящейся к постоянному совершенствованию», «эффективным умственным трудом», «восстановлением и поддержанием духовных традиций и исторических достижений нации» и т.п. – со всем тем, к чему могут стремиться и в любом светском образовательном учреждении.
Как должна жить христианская семья и на что должны быть направлены ее основные усилия в деле христианского воспитания детей? Возможно ли воцерковление детей силами одной только семьи? Какова здесь роль и ответственность церковной общины, братства, прихода? И главное, как при всем этом избежать, того, что дети посещая воскресные школы, подростковые и молодежные встречи, остаются лишь духовными потребителями, так и не желая выйти на служение Богу?
Пример Крестовоздвиженского трудового братства был взят не случайно. В своем докладе Наталия Игнатович, член Воскресенского братства, исследователь истории Крестовоздвиженского братства, рассказала об опыте воцерковления детей в школах Трудового братства. Сам Николай Неплюев считал, что в основе воспитания должна лежать Любовь и целью воспитания должны быть добрые братские отношения, проникнутые взаимной любовью. Главная ответственность за воспитание в христианстве должна лежать на родителях, которые призваны воспитывать в своих детях чувство любви, доверия, уважения и преданности к Богу и братству. Братство, в свою очередь брало на себя обязанность содействовать этому.
Требования к жизни братчиков в Крестовоздвиженском трудовом братстве были одинаковы как для взрослых, так и для детей. Например, правила «не быть гордым, не быть ленивым, не быть лживым, не быть глупым и капризным, не быть легкомысленным, грубым, неряшливым» и ряд других. В Крестовоздвиженском братстве с детьми говорили об их призвании как христиан, о пути братства, о вере, и о том, как нужно выстраивать свою жизнь в связи с этим. Участники семинара говорили о том, как конкретно это может воплощаться сегодня.
Важный акцент поставил прот. Василе Михок, который напомнил, что согласно Библейской традиции центральным моментом является благословение Божье. Нам важно не столько учить, не столько передавать свою веру, которая может быть отнюдь не совершенной, сколько передать ребенку Божье благословение: «Мы помним, что только Один у нас Учитель, Христос. Мы можем только помочь ребенку, поддержать его; и только тогда у ребенка может состояться личная встреча со Христом и только в этом случае это будет для него драгоценностью».
Участники семинара сошлись во мнении, что нужно помнить: ребенок может не вырасти «успешным», он может не получить самого лучшего образования, потому что не это является центром христианской жизни. Здесь очень важно правильно расставить приоритеты, и в первую очередь, возгревать в ребенке милосердную любовь, чтобы он захотел, как писал Николай Неплюев «жить с Богом, а не без Бога». Но, прежде всего, надо самим быть преисполненными этой любовью.