– В русскоязычном интернете достаточно много статей о Шарле де Фуко, но, к сожалению, почти ничего о движении Шарля де Фуко. Там говорится, что сам Шарль де Фуко только мечтал о мирянском движении, и что он составил список с именами тех, кого он хотел видеть в этом движении…
Анни Бижоно: Это то, что получило название «Союз братьев и сестер Священного Сердца Иисуса». Это первая интуиция в жизни Шарля де Фуко. Он поставил во главе Луи Массинона [крупного специалиста по исламу, который знал Шарля де Фуко с 1909 г. и переписывался с ним до самой его смерти – прим. ред.], а когда он умер, было вписано еще тридцать семь человек и две монахини. Этот «Союз братьев и сестер» – это было что-то немного пророческое. Однако Братство Шарля де Фуко вышло не из этого Союза. Собственно, оно было основано в несколько этапов уже после его смерти 1 декабря 1916.
Шарль де Фуко хотел собрать мужчин и женщин, священников и мирян, которые заботились бы о наиболее обездоленных людях, что было немыслимо для того времени. Поэтому он пошел к туарегам [народ группы берберов в ряде стран Африки – прим. ред.]: эти люди казались ему самыми брошенными. И он жил там, поскольку это было его призванием. Он жил среди самых бедных людей, которые называли его «марабут пустыни» (мусульманский богослов). Его ценили, поскольку он жил в народе и был добр ко всем людям. Однако в один год, когда он сам голодал, они делились с ним козьим молоком, в то время как им самим не хватало еды. Туареги его спасли, когда он чуть не умер от цинги. Так он сам получил нечто от тех, кто беднее, чем он.
– Как возникло само мирянское движение?
Анни Бижоно: О Шарле де Фуко многие узнали из книги Ренэ Базена «Шарль Фуко, отшельник Сахары, исследователь Марокко» («Charles de Foucauld, explorateur du Maroc, ermite de Sahara»). Она вызвала интерес к его посланию.
Затем появились религиозные объединения. Сначала возникли общины Малых братьев и Малых сестер Священного Сердца, потом в 1960-х годах во время II Ватиканского собора родилось мирянское братство и братство священников – они существовали отдельно, но, тем не менее, у них были связи между собой. Я являюсь членом братства мирян, но сначала я участвовала в жизни «Союза братьев и сестер Священного Сердца Иисуса». Это диаспора, то есть люди, преданные одному делу, но разбросанные по всему миру.
Но нельзя сказать, что в промежутке ничего не было. Между моментом, когда сам Шарль Фуко стал что-то делать и когда появилось братство, были отдельные люди, которые вдохновляли остальных, сами вдохновляясь посланием Шарля де Фуко, которое они пытались распространять и свидетельствовать о том, что это за человек и что такое общинная жизнь. Это накапливалось как снежный ком, потом стало распространяться.
Священник, которого звали Ренэ Вуайом, написал книгу «В сердце народа», в которой говорил об одной из характеристик духовности – жизни среди людей в большой простоте и в мире сем. Малые сестры и малые братья свидетельствуют о Евангелии своей добротой. Это маленькие общины по три-пять человек, которые живут среди людей и свидетельствуют о Христе. Мирянское братство Шарля Фуко является частью, мирянской ветвью большой духовной семьи, в которой есть, в том числе, братство священников и «Союз братьев и сестер Священного Сердца». Можно сказать, что все вместе мы составляем одну большую духовную семью, которая существует благодаря Шарлю де Фуко.
– Сколько лет Вы в братстве?
Анни Бижоно: Вот уже двадцать один год, как я пытаюсь жить духовностью Шарля де Фуко. Это началось на Преображение.
– Как братство организовано сейчас?
Анни Бижоно: Братство представлено в двенадцати странах Европы и на всех континентах. Оно состоит из малых основных братств, которые обычно собираются один раз в месяц для того, чтобы подвести итоги жизни за этот месяц, то есть пересмотреть свою жизнь в свете Евангелия в присутствии других членов.
Также во время встреч мы часто размышляем над Евангельским чтением этого дня. Если была выбрана тема, каждый говорит то, что считает нужным, и все его внимательно и доброжелательно слушают. Тем не менее, можно задать вопрос, чтобы уточнить что-то. Каждый готовится поделиться своими размышлениями, но высказываются все в свободном режиме. Каждую встречу мы начинаем с молитвы Святому Духу. Когда с нами есть священник, который принадлежит к братству священников, или священник из малых братьев, мы служим Евхаристию, а часто мы заканчиваем нашу встречу адорацией [поклонением Святым Дарам – прим. ред.] – сердцем к сердцу с Иисусом.
– Как это происходит?
Анни Бижоно: Мы входим в церковь, садимся перед дароносицей и находимся перед Иисусом, пребывающим в Святых Дарах. Когда мы все вместе, мы молча молимся рядом друг с другом. А когда есть особенные прошения, заботы всего братства или кто-то серьезно болеет, мы останавливаем все разговоры и молимся вместе.
– Сколько людей в малом основном братстве?
Анни Бижоно: В основном братстве не больше десяти человек. Невозможно делиться друг с другом, когда нас слишком много.
– По какому критерию собираются эти небольшие братства?
Анни Бижоно: По территориальной близости и по возрасту. Есть несколько братств, состоящих их молодых людей, остальные состоят из более взрослых. Когда кто-то хочет войти в братство, ему говорят: «В таком-то месте есть братство», и он идет познакомиться. Если ему там нравится, он остается.
– Как строится общение в малых братствах?
Анни Бижоно: Общение между членами братств разнообразное и зависит от самих братств. Есть те, кто отвечает за контакты. В моем братстве мы решили собираться на промежуточные встречи. Это как встреча друзей: группа собирается, чтобы побыть в дружеской атмосфере.
Можно общаться по телефону, можно отправить почту, можно собраться на дружескую встречу можно вместе пойти в церковь, вместе пойти на адорацию – но это не всегда так. Я веду катехизацию в учреждении, где живет мой старший сын (он был реанимирован через 45 минут после рождения, поэтому он – инвалид), и члены моего братства туда тоже туда приезжают и помогают в катехизации.
– В чем заключается служение всех, кто входит в братство Шарля де Фуко? Есть что-то общее, или каждый занимается своим делом? Что является спецификой братства?
Анни Бижоно: Жить рядом с бедными. Это могут быть заключенные, инвалиды, может быть даже работа с женщинами легкого поведения. Главное – быть ближе к самым бедным, как хотел Шарль де Фуко. Многие члены братства помогают мигрантам, у многих есть служения в церкви, например, поддержка семей погибших.
– Какова роль мирянских движений в стране?
Анни Бижоно: Во Франции есть группы евангельской жизни, которые объединяют братства разной духовной направленности. Роль движений – участвовать в жизни церкви. Есть большая нужда в каритативной деятельности, так как государство не все может делать. Мы существуем для того, чтобы принести больше человечности в общество. Несмотря на наши немощи, Христос действует через нас, учит нас смотреть на наших братьев и сестер, которые бедны и уничижены, Своими глазами.
– Является ли это вдохновляющим свидетельством для французской молодежи, приходит ли она в церковь?
Анни Бижоно: Современная молодежь меньше ходит в церковь. Они обычно бывают в церкви до причастия. Однако, некоторые ходят в воскресные школы при колледже, лицее и готовятся к конфирмации. Некоторые регулярно ездят в Тэзе.
Но есть пары с детьми, которые начинают участвовать, когда перед ними встает вопрос о передаче веры своим детям. Они больше участвуют в харизматических движениях. Они чувствуют себя там лучше, потому что там больше поют и больше прославлений, может быть.
Я думаю, что это первый этап. В нашем братстве есть люди, которые приходят из харизматических движений, потому что они ищут углубления своей веры. Наша духовная жизнь, может быть, немного строга для самых молодых. Это мое личное мнение…
– Спасибо.
Беседовали Анастасия Наконечная, Дарья Макеева
Перевод Ирины-Карины Гиздатовой
Фото Александра Волкова