Жить по Евангелию вместе

В Кишиневе прошла международная конференция «Преподобный Паисий Величковский и его община как пророческое явление в Церкви и обществе»

28 ноября Православная церковь совершает память преподобного старца Паисия Величковского (21 декабря 1722 – 15 (28) ноября 1794), архимандрита Нямецкой обители (современная Румыния), переводчика святоотеческих трудов, возродившего монашеские традиции исихазма и умной молитвы. Примечательно, что в этом году исполняется 290 лет со дня рождения этого старца, прославленного в лике святых в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной церкви.

В связи с этим можно вспомнить вопрос, который был задан митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы Владимиру в одном из интервью: «Мы вступаем в десятилетие подготовки празднования 300-летия со дня его рождения, которое отметим в 2022 году. Что необходимо сделать в рамках этого юбилея?» Как ответил владыка, святой старец объединяет не только два берега реки Прут – Молдову и Румынию, но и Украину, где он родился, и Афон, где он подвизался, а также Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях. «Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его, восстановить православные святыни, связанные с его именем. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому», – сказал митрополит Кишиневский Владимир.

Послушаясь этому слову владыки, православное братство во имя прп. Паисия Величковского (Кишинев) накануне дня его памяти, 24 ноября, провело международную конференцию на тему «Преподобный Паисий Величковский и его община как пророческое явление в церкви и обществе».

Приглашенные в качестве докладчиков монах Герман (Мудренко), насельник Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря (село Кицканы, Левобережье Днестра), и протоиерей Сергий Акируш, настоятель кицканского храма во имя прп. Паисия Величковского, принадлежащего подворью этого монастыря, привезли на конференцию святыню из своей обители – сохранившийся с тех времен посох преподобного Старца. Кроме того, было представлено прижизненное издание «Добротолюбия» 1793 года, переведенного на славянский язык самим прп. Паисием.

Как отметила в своем приветственном слове представитель Свято-Паисиевского православного братства Юлия Патракова, осмысление духовного наследия преподобного особенно важно в наши дни, когда люди измучены разобщенностью, всякого рода разделениями, неумением понимать и слышать друг друга не только в обществе, но и в церкви. Жизнь прп. Паисия и многонациональной, многочисленной общины его учеников являет пример того, как необходимо объединять усилия всех здоровых сил церкви и общества, преодолевая при этом опасные противопоставления на «своих» и «чужих».

Община прп. Паисия, устремленная к основам жизни первых христиан, послужила мощным импульсом для возрождения монашеской и общецерковной жизни. Духовная атмосфера в ней давала возможность жить единым сердцем и единой душой в едином, собирающем всех стремлении исполнить евангельские заповеди. Как удалось прп. Паисию обрести общую жизнь по Евангелию в своей общине? Почему этот опыт столь актуален в нынешнее время для церкви и общества? К совместному размышлению над этими и другими вопросами были приглашены участники и гости конференции.

Первым выступил протоиерей Сергий Акируш, настоятель храма во имя прп. Паисия Величковского в Кицканах (Молдова), с докладом «Преподобный Паисий Величковский как пророк XVIII века». Основное внимание было уделено тому, как пророческий дар постепенно раскрывался в жизни старца Паисия через его служение.

Далее слово было предоставлено Майе-Марии Жгун (Россия, Санкт-Петербург), сотруднице Фонда «Наследие Православного Востока», занимающейся изданием произведений старца Паисия. В своем докладе «Братство учеников прп. Паисия как многонациональная православная монашеская община: свидетельства и источники» исследовательница рассказала о том, как благодаря трудам старца была создана уникальная школа монахов-переводчиков и переписчиков. Как писал прп. Паисий в письме к архимандриту Феодосию, непременным условием грамотного перевода является хорошее образование, а не формальное начетничество. В одном из письменных источников также можно встретить слова прп. Паисия о том, что переводчик святоотеческих трудов должен быть совершенным филологом, поэтом, ритором, философом и богословом. В докладе было также отмечено, что одним из первых исследователей наследия преподобного в ХХ веке был иеромонах, впоследствии митрополит Леонид (Поляков).

Также роли прп. Паисия как собирателя и переводчика было посвящено выступление Ирины Шиховой, доктора филологических наук, старшего научного сотрудника Академии наук Республики Молдова, куратора Музея еврейского наследия Молдовы. В своем докладе «Великий старец Молдавский Паисий Величковский в историческом контексте: XVIII – XXI века» она представила выводы исследований своей матери, Риты Яковлевны Клейман, доктора филологических наук, которая на протяжении многих лет занималась изучением наследия старца Паисия.

Ирина Шихова подчеркнула, что для преподобного межконфессиональные, межэтнические, межязыковые связи всегда имели большое значение. Он был переводчиком от Бога, а не по профессии. Он же стал организатором, вдохновителем, учителем и редактором уникальной школы-мастерской переписчиков и переводчиков по образцу средневековых скрипториев. Во времена, когда уже существовали типографии, переписывание книг от руки все же не являлось анахронизмом. Было высказано предположение, что это было связано с традицией исихазма, возрожденной старцем Паисием. В докладе также были представлены интересные выводы Р.И. Клейман о том, как личность прп. Паисия и его духовное наследие нашли свое отражение в творчестве Ф.М. Достоевского.

Колоссальный переводческий труд старца был связан с внутренними потребностями братии, с необходимостью жить по Евангелию вместе в монашеской общине.  Об обновлении монашества в духовной жизни и учении прп. Паисия рассказала в своем докладе Татьяна Головина, бакалавр богословия Свято-Филаретовского православно-христианского института (Москва), член Преображенского братства. Как было отмечено, аскеза в его общине, в частности, умная молитва, не была самоцелью, а являлась инструментом общения.

Опыт старчества и общиножительства прп. Паисия через Оптину пустынь оказал впоследствии колоссальное влияние и на русских философов, а также вдохновлял мирян на создание общин. Так, можно вспомнить о существовавших в начале ХХ века общинах св. прав. Алексия и свщмч. Сергия Мечевых и архим. Сергия (Савельева).

Монах Герман (Мудренко), Молдова, село Кицканы, Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в своем докладе «Значение трудов прп. Паисия для возрождения монашества» рассказал о том, как опыт старца Паисия и его учеников содействовал исправлению разрушительных последствий секуляризации 1764 года в монастырской и общецерковной жизни.

В завершение конференции прозвучал доклад Владимира Лавренова, кандидата исторических наук, доцента, почетного работника науки и образования, члена Государственного Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, директора филиала РГГУ в Твери, на тему «Идея братства и ее воплощение в Русской Православной Церкви с древнейших времен до наших дней». Были представлены свидетельства о различных братствах, в том числе о Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н.Неплюева, братстве епископа Череповецкого Макария (Опоцкого), а также о Преображенском братстве. Как подчеркнул докладчик, наследие прп. Паисия, его свидетельство о возможности общей жизни в братолюбии, исцеляюще действовало на достаточно сложную общецерковную атмосферу и его века, и более позднего времени, собирая и вдохновляя людей.

Прот. Сергий Акируш
Прот. Сергий Акируш
Посох прп. Паисия
Посох прп. Паисия
М.-М. Жгун
М.-М. Жгун
"Добротолюбие" в переводе прп. Паисия
"Добротолюбие" в переводе прп. Паисия
И. Шихова
И. Шихова
Т. Головина
Т. Головина
Монах Герман (Мудренко)
Монах Герман (Мудренко)
В. Лавренов
В. Лавренов

Алина Патракова

 

Информационная служба Преображенского братства

Елена-Алина Патракова, Братство во имя прп.Паисия Величковского, Кишинев
Информационная служба Преображенского братства
конец!