Вспоминаем святого праведного Алексия Мечева (17 (30 марта) 1859 г., Москва – 22 июня 1923 г., Верея) – известного московского старца, доброго пастыря, собравшего общину, наследие которой вдохновляет верующих и по сей день. К нему шли за советом самые разные люди – актеры, философы, простые рабочие, студенты и т.п.: у о. Алексия бывали священник Павел Флоренский, философ Николай Бердяев, скульптор Анна Голубкина, художники Михаил Нестеров, Лев Бруни и др. Публикуем выдержки из его наставлений духовным чадам, которые остаются актуальными и сегодня.
***
Построже, построже в духовном посте: то есть учись владеть собой, смиряйся, будь кроток.
Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного: то есть не раздражаться, не осуждать и проч.
Постясь телесно, постись и духовно, не дерзи никому, а особенно старшим, этот пост будет выше телесного.
***
Как проснешься – сейчас же вставай, не накрывайся одеялом.
Поменьше философии, побольше дела, и так в жизни первое развито в ущерб последнему.
То, за что взялся, нужно делать во что бы то ни стало.
Непосильных подвигов брать на себя не должно, но если на что решился, то должен исполнить во что бы то ни стало. В противном случае раз не исполнишь, другой, третий, а там будешь думать, зачем ты и делал-то это, так как это совершенно напрасно.
Хочешь жить духовной жизнью, – следи за собой. Каждый вечер просматривай, что сделал хорошего и что плохого, за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся.
***
Никогда не обращайся с Евангелием, как с гадательной книгой; а если явятся какие-нибудь важные вопросы, посоветуйся с более сведущими людьми, а то у меня тут была одна учительница, так она и записочки к иконам кладет.
Перед чтением Евангелия перекрестись и скажи: «Господи, вразуми меня, дай мне понять, что тут есть». И после этого бывает, что нечаянно находит как бы какое осенение и начинаешь понимать смысл того или другого; и вот тогда надо взять и записать эти мысли.
***
Молиться надо по-детски, с твердой верой.
Так как молитва «Отче наш» есть сокращенное Евангелие, то и подходить к ней нужно с должным приготовлением.
***
Причащаться можно каждую неделю, только воздерживайся от главного греха.
Если появляются маловерные помыслы, особенно перед причащением, скажи сейчас же: «верую, Господи, помоги моему неверию».
В храме подальше становись от тех, которые любят разговаривать.
***
Как только начнут появляться мысли нехорошие, если одна, начинай молиться, а если не одна, бери какую-нибудь книгу серьезную или начинай какое-нибудь дело.
Во всем так надо поступать: вот нужно что-нибудь сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери.
***
К родителям, если у них есть какие недостатки, надо относиться снисходительнее.
Человек, истинно любящий, забывает себя совершенно, забывает, что он существует, он думает только о том, как бы другого-то спасти. Надо стараться, чтобы не только действиями, но даже словами не соблазнять другого.
Живешь больше умом, мыслию, плохо развито сердце, нужно развивать его: представляй себя на месте других.
Ничего не благословляю говорить такого, что может о других распустить нехорошую молву; а назидательное и полезное – долг наш говорить.
Когда видишь кругом себя что-либо нехорошее, посмотри сейчас же на себя, не ты ли этому причина.
Трудись над воспитанием своих младших братьев и сестер; влияй на них примером, и помни, что если в тебе есть какие недостатки, они их легко могут перенять. А Господь потребует у тебя отчета в этом деле.
Желай счастья всем и сам будешь счастлив.
***
Светло смотри вдаль; не надо уныния.
***
Воскресший Господь требует нашего воскресения.
По материалам книги «Пастырь добрый». Жизнь и труды праведного старца протоиерея Алексия Московского. М., Паломник, 1997.
Святой праведный Алексий Мечев – одна из ключевых фигур в духовной жизни Москвы начала XX в. Родился в семье регента хора Чудова монастыря (резиденции митрополита Филарета Московского).
Окончил Заиконоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию. Мечтал учиться в университете и стать врачом, но по настоятельной просьбе матери принял священный сан.
Вся его жизнь была связана со служением в московских храмах. Служил псаломщиком в Знаменской церкви. С 18 ноября 1884 года – диакон церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. С 19 марта 1893 года – священник храма св. Николая в Клённиках на Маросейке, в котором прослужил до конца жизни.
В нижнем жилом этаже храма открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих. В течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е. В. Винклер. Способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиня Иулиания). Был близок к оптинским старцам.
Для раскрытия основных этапов жизненного пути о. Алексея, как и отношения к жизни вообще и к церковной жизни в частности, необходимо упомянуть три основных момента. Это первоначальное желание создать живой приход, живую церковную общину. Второй момент – это встреча с о. Иоанном Кронштадским, в результате которой произошел разворот о. Алексея от себя и своего горя вовне, к людям. Последнее – это глубокое смирение о. Алексея, всегда бегавшего от всяческих наград и всерьез считавшего себя мало что делающим. На этих трех «китах» – собирании общины, служении людям и личном смирении (а значит, и дерзновении) – и строилась вся пастырская деятельность о. Алексея.
Как пастырь он прославился в 1910-е годы. В этот сложный для России период он смог стать реальным примером христианской жизни и просто утешением, светом, который согревал и помогал.
В советское время его дважды вызывали на «собеседование» в ОГПУ (в конце 1922 и 30 марта 1923 года), ему запрещали принимать верующих. Не был подвергнут репрессиям из-за тяжёлой болезни. В мае 1923 года уехал отдыхать в Верею, где и умер. Был похоронен в Москве на Немецком (Введенском) кладбище, на его похороны собрались многие верующие столицы.
Прославлен в лике святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года.