Зачем нужны общины

На праздник Сретения Господня прошел XV Сретенский собор – встреча Преображенского братства, посвященная обсуждению самого острого вопроса современности – борьбы за свободного человека и соборную церковь
Просмотр фильма об о. Павле Адельгейме
Просмотр фильма об о. Павле Адельгейме

На праздник Сретения Господня в Подмосковье прошел XV Сретенский собор – ежегодная традиционная встреча Преображенского братства. Обсудить один из самых острых вопросов современности – борьбу за свободного человека и соборную церковь – собрались более 900 человек, члены общин Преображенского содружества малых православных братств.

Сейчас для христианских церквей на Востоке и на Западе очень сложный период: как никогда ранее умаляются два принципа жизни Церкви – личностность и соборность. И именно общинно-братская жизнь является возможностью для обновления и возрождения этих принципов.

«Община обращена к личности, и этим она порождает возможность соборности, братство же – к соборности, и этим оно поддерживает развитие личности каждого человека», – подчеркнул духовный попечитель Преображенского братства, ректор СФИ, профессор священник Георгий Кочетков, предложив участникам собора вспомнить труды философа Н.А. Бердяева*.

Невозможно создавать общины «сверху», важно помнить, что в соответствии с первоначальным церковным преданием каждый христианин призывается в общину, и что каждому вверятся возможность возрастать «в полноту меры возраста Христова».

«Что значит возрасти в «полноту мужа совершенного», у которого все есть, есть и любовь как верховный принцип, который ни в чем не нуждается, который свободен? Это значит иметь те же мысли, что и во Христе, и те же чувства, что и во Христе. Вот и критерий зрелости самой общины: насколько наши чувства порознь и все вместе – во Христе», – добавил о. Георгий.

Настоящая община отличается от ее подмен тем, что все ее члены свидетельствуют окружающим людям о жизни по Евангелию. При этом недостаточно лишь цитировать Священное писание или святых отцов.

«Самым большим свидетельством для тех, кто нас окружает, является то, как мы живем, т.е. качество нашей жизни», – подчеркнул Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства.

О роли христианских общин в жизни общества говорила Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого братства, которая сослалась на доклад Джованни Бьянки, представителя движения Ассоциаций христиан трудящихся Италии (АКЛИ), выступившего с докладом на презентации книги «Современные пути святости. Наши учителя».

«В его докладе была мысль, потрясшая мое сознание – только христианская община может сориентировать современное общество, став его основанием. Он не фантазер, он десять лет был членом парламента Италии и совершенно в этом уверен. По его словам, любое другое сообщество проявляет свою тоталитарность и начинает отторгать чужого, а христианская община – такое единение людей, которое готово принять любого в его разности».

В завершение встречи-собора участники вспоминали мученически погибшего в августе прошлого года члена Преображенского братства исповедника веры о. Павла Адельгейма. В связи с этим состоялась премьера фильма «Взрастут хлеба так солнечно и щедро», рассказывающего том, как о. Павел в 1969 г. построил храм в г. Кагане (Узбекистан) в то время, когда в стране строительство храмов было запрещено. Из-за этого он на три года лишился свободы и в заключении потерял ногу. Но он победил!

 * Человеческая личность может себя реализовать только в общении с другими личностями, в общине (Communauté, Gemeinschaft). Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе… Необходимо делать различие между общением (сommunauté) и обществом. Общение (община) всегда персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, «я» с «ты» в «мы». В подлинном общении нет объектов, личность для личности никогда не есть объект, всегда есть «ты». Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне объективации… Общество, достигающее крайней формы объективации в государстве, есть отчуждение, отпадение от экзистенциальной сферы. Человек превращается в абстрактное существо, в один из объектов, поставленных перед другими объектами. Это ставит вопрос о природе церкви в экзистенциальном смысле слова, то есть как подлинного общения, соборности между «я» и «ты» в «мы», в богочеловеческом Теле, в Теле Христовом. Церковь есть также социальный институт, действующий в истории, в этом смысле она объективирована и есть общество. Церковь была превращена в идола, как и все на свете. Но Церковь в экзистенциальном, не объективированном смысле есть общение (сommunauté), соборность. Соборность есть экзистенциальное «мы». Соборность рационально невыразима в понятии, не поддается объективации. Объективация соборности превращает ее в общество, уподобляет ее государству… Но общение недостижимо путем принудительной организации общества, этим путем может быть создан более справедливый строй, но не братство людей. Общение, соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним, объективированным обществом. В общении «я» с «ты» в «мы» неприметно приходит Царство Божье. 

Н.А. Бердяев. Статья «Проблема человека (К построению христианской антропологии)», «Путь», 1936, №50.

Cвящ. Георгий Кочетков, Дмитрий Гасак, Александр Копировский
Cвящ. Георгий Кочетков, Дмитрий Гасак, Александр Копировский
Информационная служба Преображенского братства

загрузить еще