«Воинство Господне» («Oastea Domnului») – духовное движение в Румынской православной церкви, одно из немногих православных движений в мире. Его основателем стал сельский священник Иосиф Трифа (3 марта 1888 – 12 февраля 1938), который 1 января 1923 года опубликовал в газете «Свет для сел» Воззвание с призывом вступать в «Воинство Господне». От этой даты отсчитывается история движения. В этом году движению «Воинство Господне» исполнилось девяносто три года.
На первом этапе существования движения его первоочередными задачами была борьба с алкоголизмом, табакокурением, сквернословием и другими отклонениями от христианской и общественной нормы жизни. Об основных задачах «Воинства» сегодня, своем пути в церкви и о многом другом рассказывает его вице-президент Георгий Афтанаса.
– Как вы стали воином Господним?
Георгий Афтанаса: Когда мне было тринадцать лет, моя одноклассница пригласила меня на встречу «Воинства Господня». Она сделала это достаточно неожиданно, никак меня не подготовив. Возможно, она ничего не стала мне объяснять из-за моего возраста. Я хорошо помню свое состояние: мне стало понятно, что я там, где должен быть. Господь поставил меня туда, где было мое место. Я почувствовал, что нашел настоящую семью. Хотя у меня была, конечно, семья по плоти, но среди своих братьев и сестер я себя чувствовал как-то на периферии. Что удивительно, я не помню, что конкретно на встрече меня особенно поразило. Но было сознание того, что здесь я буду двигаться дальше.
В «Воинстве» я полюбил Священное писание. В Румынии в те годы было очень трудно найти Библию, так что я ходил в гости к брату, у которого она была, и читал ее там по вечерам. Можно сказать, что мои первые шаги в «Воинстве» начались с такого приобщения к Священному писанию.
Спустя три года, как я стал ходить на встречи движения, я принес в «Воинстве» обет верности Богу. Принесение обета знаменует начало такого периода, когда ты берешь на себя серьезную ответственность. Понятно, что не все могут доверить юноше такого возраста. Но, так или иначе, момент принесения обета стал ключевым для выхода на служение Богу. С того момента мне разрешили проповедовать в собрании. Видимо, на это повлиял и мой трехлетний опыт чтения Священного писания. Это служение дорого моему сердцу, я проповедую и по сей день.
– Вы – юрист. Был ли выбор профессии связан с вашим призванием в «Воинство»?
– Скорее это был личный выбор. Я видел красоту и необходимость этой профессии. Мне казалось, что она может помочь на моем жизненном пути. И еще мне нравятся правила, закон, нравится, когда есть дисциплина и порядок. Я изучал право, чтобы научиться говорить. Юридическое образование дисциплинирует слово и мысль, не позволяет играть словами, и ты учишься говорить очень четко и ясно. Потом получил богословское образование, чтобы узнать, что говорить по содержанию, по сути.
– Сколько лет Вы уже в «Воинстве»?
– Тридцать шесть лет.
– Как увеличилась сфера вашей ответственности в движении за это время?
– Здесь мне хочется быть скромным. В нашем движении нет должностей. Конечно, у меня есть определенная сфера ответственности. В частности, есть у наших людей такое свойство – быть неорганизованными, оставлять все на последний момент. Я, будучи человеком, любящим организованность, хотел, чтобы в наших собраниях была дисциплина, чтобы были какие-то правила, по которым устраивалась бы жизнь. Мои усилия в этом направлении были замечены, во мне разглядели организаторские способности. И сейчас движение поручает мне организовывать встречи «Воинства» как на региональном, так и на национальном уровне, на уровне всей страны. Поэтому я всегда трепетно отношусь, когда что-либо организуется, готовится, мне хочется, чтобы все было продуманно, гармонично, чтобы никто не остался недовольным.
– Президент движения отец Василе Михок, как и вы, пришел в «Воинство Господне» будучи подростком – в четырнадцать лет. Поражает тот факт, что в столь юном возрасте человек принимает столь серьезное решение. А в наше время подростки и молодежь вступают в «Воинство», приносят обеты служения Богу?
– В период с 1990-ых годов по сей день ситуация радикально изменилась. Нынешнее поколение 20-25-летних ведет себя по-другому. На мой взгляд, современная молодежь страдает незрелостью, инфантильностью, ей не хватает взрослого отношения к жизни, большей ответственности, включенности. И это реальная проблема. Об этом мы говорим с молодежью.
В среднем молодежь приносит обеты в двадцать лет. Это происходит, как правило, на больших встречах движения, где собирается множество людей. Но проблема в том, что человек приносит обет, а на служение выходит не сразу: проходит много времени, прежде чем он берет на себя реальное дело. И мы, старшие «Воинства», отвечаем за то, чтобы наставлять молодежь словом, молиться о том, чтобы Господь мог направить их на какое-то конкретное дело. Потому что если человек не служит, то «мир сей» утащит его к себе, и человек потеряет то, что получил от Бога.
В жизни каждого человека есть свои этапы, и на каждом из них он обретает новый опыт. Поэтому важно, чтобы у человека не было какого-то застоя, важно помогать ему двигаться вперед, особенно когда он переходит с этапа на этап. Работу с молодежью можно назвать тяжелым трудом.
– Мы знаем, что отец Иосиф Трифа в качестве одной из приоритетных задач ставил борьбу с грехами, в частности, с пьянством. Немного позднее одной из таких задач была борьба с инославными… Какие приоритеты у «Воинства» сейчас?
– Дело в том, что о. Иосиф Трифа действительно начал с призыва бороться с пьянством. Но потом о. Иосиф пришел к выводу, что сама по себе духовная обстановка в Румынии настолько агрессивна, что надо бороться сразу со всеми грехами. И поэтому следующие публикации в газете были связаны с призывом к борьбе со всеми грехами, которые были распространены в обществе.
Что касается «борьбы» с инославными, необходимо уточнить, что эта задача возникла после смерти о. Иосифа Трифы. Сам отец Иосиф при жизни этого не застал. Но и в его годы протестантские церкви были очень влиятельными в Румынии, он осознавал эту проблему и видел ее решение. Отец Иосиф понимал, что здесь не поможет контрмиссия: обвинение и очернение инославных. Нужно людям в православии давать какую-то реальную духовную пищу, чтобы у них не возникала потребность уходить из церкви и искать что-то в другом месте. И благодаря «Воинству» люди снова возвращались в православие, даже если ранее уходили из православной церкви.
А спустя пятнадцать лет после смерти о. Иосифа Трифы, в те годы, когда официальная церковная иерархия старалась выдавить движение из православной церкви, действительно, протестанты вели активную прозелитическую деятельность, прикладывая усилия на то, чтобы перетянуть на свою сторону воинов, которые подвергались гонениям. Иными словами, посыл инославных был таков: «Если они вас выдавят, приходите к нам». Основные прозелитические усилия со стороны инославных были направлены именно на членов движения, а не на всех православных в целом.
Сейчас мы находимся в очень трудной ситуации. В наши дни зло действует очень тонко и коварно. И на сегодняшний день «Воинство» столкнулось с рядом серьезных проблем. Во-первых, это проблема формализма: люди привыкли думать, что в церкви достаточно исполнять какие-то внешние вещи.
Во-вторых – это целенаправленное влияние протестантской миссии, когда из Соединенных Штатов приезжают миссионеры, чтобы проповедовать специально членам «Воинства». Такая подрывная деятельность ведется с конца 1980-х годов. Эти проповедники не говорят людям прямо – «делайте так, как мы вас учим», они просто стараются внести свое видение христианской жизни, проводя различные курсы и распространяя брошюры. И им удалось кого-то из движения перетащить на свою сторону. Конечно, все это происходило и происходит на фоне того, что отношения с церковными властями складываются непросто, многие раны долго исцеляются.
Еще один фактор, который оказывает влияние на нашу жизнь, это то, что после революции 1989-го года очень сильно изменился менталитет румын: люди стали все силы направлять на достижение материального благосостояния. До 1989-го этого не было. После смены режима в стране, все ощутили вкус свободы. И иногда эта свобода превращается в произвол, который проявляется даже в отношении к Священному писанию…
Существует много проблем, которые нужно решать, и нужны люди, которые готовы самоотверженно в это включаться. Приоритеты «Воинства» сейчас – чтобы Священное Писание было в центре жизни. И борьба с грехами, так как без духовной брани невозможно спасение, особенно в современных условиях, когда все способствует тому, чтобы человек расслабился.
– Представители «Воинства» уже не первый раз у нас в гостях, точно так же, как и мы не раз бывали в гостях у вашего движения. Как вы считаете, почему православным движениям важно общаться и сотрудничать?
– Я готов ответить конкретно на примере наших двух движений, потому что я чувствую единство в том посыле, в том призвании, которое у нас есть. Отец Иосиф Трифа говорил о том, что главная цель «Воинства Господня» – это возрождение Румынской православной церкви. Я вспоминаю 2011 год, когда к нам приезжали паломники из России во главе с Ларисой Юрьевной Мусиной. Я помню взрыв радости, который я пережил, когда услышал из ее уст те же слова и ту же формулировку харизмы братства: Преображенское братство ставит перед собой задачу возрождения Русской православной церкви. В точности то же, что «Воинство» осознает как свое призвание в отношении Румынской православной церкви. И любое движение, которое рождается в Духе, которое ставит перед собой эти же цели – в каком бы народе или стране оно ни родилось, – мы признаем своими братьями во Христе.
– Преображенскому братству в прошлом году исполнилось 25 лет, что бы вы нам пожелали исходя из опыта вашего движения?
– Единственное, что я мог бы посоветовать, – это – смотреть на тот путь, который прошло «Воинство», пользоваться нашим опытом, тем, чем мы можем поделиться с вами, как с более молодым движением. Хочется пожелать, чтобы каждое поколение наших движений было верным Богу до конца на своем пути. И, конечно, поскольку мы церковные движения и живем в Теле Христовом, очень хочется, чтобы мы до конца своих дней были в этом единстве и чтобы встретились потом в Вечности, в Царстве Небесном.
Беседовала Дарья Макеева
Фото Александра Волкова