11 июля в мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ в.». На вопросы журналистов томских СМИ отвечали архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, автор выставки Оксана Иванова (представитель Преображенского братства – одного из главных организаторов выставки), уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова, начальник Департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин и руководитель мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.
Экспозиция уже с успехом экспонировалась в Твери и Преображенское Содружество малых православных братств. На выставке собраны документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний, свидетельствующие о сопротивлении, которое оказывала церковь безбожной власти на протяжении всего ХХ века – в ленинские, сталинские времена, как и в более поздний период советской эпохи. Метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры рассказывают о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1980-х годов. В Томске выставку можно будет посетить с 11 июля по 26 августа 2011 г.
В ходе пресс-конференции архиепископ Томский и Асиновский Ростислав выразил благодарность создателям выставки и отметил важность памяти о трагических событиях прошлого века в России: «Последнее время мы много говорим о построении гражданского общества в нашей стране, но построение такого общества невозможно с поверхностными людьми, с поверхностными суждениями. Чем дальше мы уходим от той эпохи, когда забывается какая-то определенная конкретика, тем чаще многие страницы – ужасные страницы нашей истории – кажутся не такими уж страшными... У многих появляется соблазн снова вернуться к тому, что было. И кажется, что возвращение к тем страшным временам может быть некоей панацеей в наши дни для решения тех проблем, перед которыми стоит наша страна. Подобного рода выставки позволяют нам несколько отрезвиться, посмотреть трезвым взглядом на ту эпоху, на ту жизнь, увидеть экспонаты, документы, которые действительно расставляют все точки над "i"... Мы должны не только помнить о новомучениках и исповедниках Российских, сохранивших верность своим духовным идеалам, верность своей родине, не только сохранять о них память, но и стараться, чтобы их опыт изучался, и особенно об этом необходимо говорить нашей молодежи».
Автор выставки Оксана Иванова отметила неожиданную востребованность выставки как результат появления внутреннего запроса современников на осмысление духовной и церковной истории ХХ века.
Отвечая на вопросы журналистов, Нелли Кречетова также поблагодарила создателей выставки за вклад в создание объемного образа ХХ века и подчеркнула, что подобная выставка может помочь преодолеть тенденцию схематизации представлений молодежи об этом времени: «Необходимо, чтобы плоские, упрощенные представления молодежи обо всем – о православной церкви, о Сталине и т.д. – вообще ушли. Такая экспозиция нужна церкви, но это нужно не только церкви, это нужно нам всем».
Андрей Кузичкин отметил, что достоинство выставки не только в том, что на ней представлены исторические документы, но и в соединении экспозиции с попыткой философского осмысления темы. Он рассказал о программе по увековечиванию памяти жертв репрессий с помощью создания музейных комплексов в Томской области в местах гибели репрессированных, о проведении акции «Прощение и память» – установлении поклонных крестов в тех местах, куда привозили репрессированных, об открытии комнат старины при каждой библиотеке, где обязательно будут страницы, посвященные памяти о репрессиях. Также Андрей Кузичкин поделился планами по расширению музейных площадей «Следственной тюрьмы НКВД» и созданию дискуссионной площадки для осмысления истории ХХ века и формирования новой несоветской системы мировоззрения.
После пресс-конференции Оксана Иванова и Василий Ханевич приняли участие в прямом эфире «Эхо Москвы» в Томске, посвященном открытию экспозиции.