Выставка «Человек на переломе» открылась в Санкт-Петербурге

09 августа 2019
Выставка, посвященная трагическим событиям 1917-1918 годов, открылась 7 августа в Музее Достоевского

Почему в ХХ веке тема человека встает совершенно по-новому, почему к ней с новой силой обращаются самые разные гуманитарные науки и даже в области богословия это одна из центральных тем сегодня? Видимо, это во многом связано с тем разочарованием, которое принесли мировые войны, а еще больше – тоталитарные режимы, вдруг появившиеся в добропорядочных, цивилизованных, христианских странах. Неслучайно уже не одно десятилетие проходят различные научные форумы, в названиях которых встречаются выражения «после Гулага», «после Освенцима» и т.п. Все это вызывает множество вопросов о том, что есть человек. 

Выставку, которая вчера открылась в петербургском музее Достоевского, тоже можно было бы назвать в этом стиле: человек после 1917, тем более что на ней воочию можно увидеть лица людей до – и после. И эта разница в выражении лиц, во взглядах, даже в одежде или в позах не может не поражать. 

Люди, оказавшиеся на переломе, – кто из них смог его пережить? Кого не переломил дух агрессии, разрушения, отказа от любых человеческих норм? Кто и каким образом смог остаться человеком, не оказавшись предателем себя и своей страны? Об этом задумываешься, глядя на фотографии и читая стенды выставки, которые, конечно, не дают ответов на такие вопросы, но заставляют посетителей вспомнить и свою семейную историю – а что было с моими прадедами и прапрадедами в это время? 

Петербург неслучайно стал первым местом, куда была привезена из Подмосковья эта экспозиция, созданная силами музейного отдела Преображенского братства. «Наш город, – отметила на церемонии открытия выставки учёный секретарь Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина. – не только город трех революций, но и город тех, кто размышлял над тайной человека, особенно в критической ситуации в его жизни и жизни народа». 

Юлия Балакшина
Юлия Балакшина

Как тут не вспомнить героев Достоевского, в стенах музея которого в течение месяца будет проходить выставка?

«Для Достоевского тема братства была очень важна, – говорит Вера Бирон, заместитель директора Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. – Он мечтал написать роман о братстве. Как вы знаете, это был роман «Братья Карамазовы». В первой части он показывает распад этого братства и все упования его были на вторую часть, которую он написать не успел. Замечательно, что были братства после 1917 года и есть братства сейчас. Может быть, они всех нас спасут». 

Вера Бирон
Вера Бирон

Присутствовашие отмечали, что эта выставка является полной антитезой историческим паркам «Россия-моя история», созданным под эгидой митрополита Тихона (Шевкунова). Особенное значение в размышлении о революционной трагедии занимает в экспозиции церковный раздел, чаще всего, анализируя события, произошедшие в XX веке на российской земле эту сферу жизни русского народа рассматривают как малозначимую. На это обратил особое внимание протоиерей Георгий Митрофанов, доктор богословия, кандидат философских наук, заведующий кафедрой истории церкви СПбДА: «Это был редкий в истории Русской церкви период испытания свободой. И церковь прошла его достойно, в то время, когда страна в целом его не выдержала. Именно при либеральном Временном правительстве церковь получила возможность делать то, что ей не разрешали делать целые столетия – проведение Поместного собора и в целом полное невмешательство власти в жизнь церкви. И именно церковь оказалась во время Русской катастрофы способна к единению и созидательной свободе». 

Протоиерей Георгий Митрофанов
Протоиерей Георгий Митрофанов

Центром открытия выставки стала первая экскурсия, которую провела Светлана Чукавина – руководитель авторского коллектива выставки. Но даже когда она закончилась, в зал заходили новые экскурсанты – и вот уже было слышно, как выставку обсуждают на английском, итальянском, арабском языках… 

Светлана Чукавина проводит первую экскурсию по выставке
Светлана Чукавина проводит первую экскурсию по выставке

Уже сейчас понятно, что месяц, в течение которого «Человек на переломе» будет находиться в Петербурге, пролетит очень быстро. «Такие выставки должны быть в каждом городе нашей страны, – говорит Кирилл Александров, кандидат исторических наук, доцент Свято-Филаретовского института. – Они должны быть доступны в видеоформате для всех, а особенно для школьников и студентов, которым предстоит жить в России дальше». 

Кирилл Александров
Кирилл Александров

Среди гостей были директор музея Ахматовой Нина Попова, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Колоницкий, основатель музея школы Карла Мая Никита Благово, директор Первого кадетского корпуса Никита Затеев и историк из СПбГУ Иван Петров, режиссер-документалист Виктор Правдюк.

Президент культурно-просветительского фонда «Преображение» Алексей Наумов
Президент культурно-просветительского фонда «Преображение» Алексей Наумов
Борис Колоницкий
Борис Колоницкий
Анастасия Наконечная
Фото: Андрей Петров, Игорь Хмылёв
загрузить еще