Владыка встретил и поприветствовал гостей в храме Святой Троицы и Благовещения, рассказал об истории прихода, в котором сосуществуют русская и греческая общины, и об особо значимых храмовых иконах, после чего беседа продолжилась за чаем.
Владыка, в частности, рассказал о своем приходе в Православие в 1958 году.
— На меня более всего повлияли труды Алексея Хомякова, – сказал митрополит Каллист. — Я не встречал других людей, которые бы перешли в православие под его влиянием, но для меня это было именно так.
Также среди повлиявших на него богословов митрополит Каллист назвал Владимира Лосского, владыку Василия Кривошеина, отца Георгия Флоровского, Николая Зёрнова.
— К сожалению, мне не посчастливилось лично застать отца Сергия Булгакова, еще одного из наиболее значимых богословов XX столетия, – добавил митрополит Каллист. — Но хотя на меня оказали столь сильное влияние именно русские богословы, я присоединился не к Русской, а к Греческой церкви, к Вселенскому патриархату. Тому было несколько причин. Тогда, в 1950-е годы, Русская церковь была разделена на Московскую и Зарубежную. К счастью, сейчас они обьединились, но тогда между ними даже не было евхаристического общения. Присоединившись к Константинопольскому патриархату, я мог сохранить общение с обеими частями Русской церкви. Другой причиной, повлиявшей на мое решение, стало, конечно, то, что я знал греческий язык, но не знал русского.
Говоря о главных вызовах современности, владыка обратил внимание на то, что в XX веке важнейшим направлением богословия была экклезиология, а в XXI веке на первое место выходят проблемы христианской антропологии. Узнав, что в последние годы именно над этой проблематикой работает отец Георгий, владыка это горячо поддержал.
Главной опасностью, угрожающей современой церкви, митрополит Каллист Уэр назвал секуляризм.
— Коммунисты были открытыми врагами церкви, с таким врагом легче вступить в диалог. Секуляризм – это скрытый враг.
— Владыка, мы обычно дополняем этот тезис: на Западе самая большая опасность – секуляризм, саддукейство, а на Востоке – фундаментализм, ведь по сути это та закваска фарисейская, от которой предостерегал нас Господь, – сказал отец Георгий.
— Да, это интересная мысль, – согласился владыка. — Это огромная ошибка – превращать православие во что-то негативное, отвергающее все, что не попадает в "узкие рамки". В этом случае оно утрачивает свое внутреннее содержание. В богословской мысли начала XX века, у Булгакова, Бердяева, Лосского, Флоровского, меня больше всего привлекает то, что это были искатели, они не только знали и почитали свою традицию, но и были готовы учиться у западной культуры и философии. Они понимали, что православие – это утверждение, а не отрицание.
Также в ходе беседы отец Георгий и Дмитрий Гасак рассказали об основных направлениях образовательной и научной работы СФИ.
— Вы делаете очень важное дело, и да пребудет на вас благословение Господне, – сказал в заключение митрополит Каллист.