«Всё зависит от того, какими глазами мы смотрим на церковь»

06 декабря 2019
Разговор с митрополитом о языке богослужения, отношениях с Константинополем и идеальном муже

В Твери стартовал уникальный проект «В гостях у епископа» – серия встреч с митрополитом Тверским и Кашинским Саввой, когда можно вместе почитать Евангелие и свободно за чашкой чая поговорить о вере, жизни, церкви, человеке. Задать вопрос митрополиту и сказать, что ты сам обо всем этом думаешь.

Митрополит Савва и председатель Боголюбского братства Андрей Васенёв
Митрополит Савва и председатель Боголюбского братства Андрей Васенёв

– Цель нашего проекта – общение, – обратился к залу ведущий встречи председатель Боголюбского малого братства Андрей Васенев. – Мы хотели бы говорить здесь о важном и интересном, о Евангелии и христианской жизни. И мы благодарны митрополиту Савве за эту его инициативу, новую для нашей церкви и в то же время такую традиционную. 

Тема первой встречи «“Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”: можно ли быть со Христом и без Церкви?»

Митрополит Тверской и Кашинский Савва
Митрополит Тверской и Кашинский Савва

– Можно ли быть христианином вне Церкви – вопрос тонкий, потому что не всем хочется ассоциировать себя с некоей институцией. Но церковь это не только институция или здание храма. Есть люди, которые говорят, что им не нужны никакие посредники, что они веруют в душе. Но вера – это то, что направлено не только внутрь нас, она через молитву связывает нас с Богом. Эта молитва должна быть умной и нерассеянной, потому что молитва – это общение, которое подкрепляется нашей жизнью, как говорит апостол Иаков: «вера без дел мертва есть». Так вот церковь – то место, где мы с вами объединяемся во имя Христа для общих дел и совместной молитвы, которая тоже есть духовное дело, просто мы с вами часто это недооцениваем. Церковь и есть тело Христово, где Христос, там и Его Церковь – это неделимо. 

– В Русской церкви сейчас часто ставят вопрос о возможности богослужения и чтения Писания во время литургии на русском языке. Насколько это актуально, по-вашему?

– Такой опыт богослужения в Твери уже есть. Вопрос о церковнославянском языке щепетильный, но для меня самое важное – чтобы люди разбирались в богослужении. Я уже говорил, что церковная молитва должна быть умной, в ней все должно быть на своём месте. Например, проповедь после Евангелия действительно более логична.

–  Каким должен быть идеальный муж?

– В Послании к ефесянам говорится: как Христос возлюбил Церковь, так и муж должен любить свою жену. Главенство мужа над женой не в том, чтобы подчинить себе жену и заставить стирать да щи готовить. Главенство мужа заключается в примере любви. Если хотите быть хорошим мужем, подавайте жене тот пример, который хотите получить. И Христос как Глава Церкви дан мужьям и жёнам в пример. Так и говорится: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил свою Церковь». Ну а жена в свою очередь должна быть примером кротости и смирения – ведь это тоже качества самого Христа.  

– Больно видеть, когда человек отходит от церкви. Почему люди, знающие Священное писание и имеющие опыт благодати, отвергают путь спасения?

– Сложно ответить. Разочарование в вере происходит часто от того, что у людей ещё недостаточно опыта церковной жизни. Уходящие порой говорят, что разочаровались в священнослужителе или в церковном обществе, но я считаю, что в большей степени разочарование навеяно теми силами, которые не желают спасения для человека. В голову приходит образ соседей, которые всё время ругались. И на старости лет один сосед другого спрашивает: «Чего не приходишь за яблоками?» Тот отвечает: «Да я вот взял у забора». А первый говорит: «Так я и знал. Я ведь специально по периметру посадил кислые яблоки, а внутри сада – сладкие и вкусные». Так и о церкви нельзя судить по плохим ее членам, которые находятся на периферии церковной жизни. У нас у всех есть недостатки и проблемы в духовной жизни, но каждый из нас на каком-то пути, и весь вопрос в том, куда устремлено сердце человека. И наше отношение к Церкви во многом зависит от того, какими глазами мы смотрим на своих ближних – ищем ли мы добрый пример, то, что нас самих вдохновляет, или хотим только обличать других, чтобы тем самым оправдать самих себя.

– Сейчас мы переживаем глубокое расхождение с Константинопольским патриархатом. Как нам разобраться, с кем мы должны быть и к чему может привести этот раскол?

– Быть со Христом – с кем же еще. Вся беда в том, что есть каноническое право, но нет общецерковного, регулирующего отношения между церквами. При том, что все предстоятели поместных церквей равны, у Константинопольского патриарха всякий раз возникает искушение, чтобы быть первым и неравным. Каноны адресуют нас ко временам, когда Константинополь был столицей империи, и её патриарх мог провозглашать автокефалию церквам, которые находились в границах этой империи. Сейчас другая ситуация, и есть политические силы, чья задача разъединить греческие церкви и славянские. Дай Бог мудрости нашему Святейшему патриарху и Синоду, чтобы в этой ситуации корабль Русской церкви вывести на определенный путь. 

Проект «В гостях у епископа» проводится по инициативе митрополита Тверского и Кашинского Саввы  при поддержке Тверских православных братств и миссионерского отдела епархии. Следующая встреча цикла пройдёт 25 декабря. Приглашаются все желающие. 

Екатерина Новаковская
Фото: Артём Леонов, Алексей Максимов
загрузить еще