«Всё от Бога» или «не всё от Бога»?

Какой из тезисов выдержит испытание Священным писанием

Подобные пары утверждений были предложены на суд участникам небольшого эксперимента, проведенного сотрудниками Научно-методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского института. Тезисам, которые опрашиваемые опознавали как истину, они искали подтверждение в тексте Нового завета. 

Результаты этого исследования-эксперимента были представлены 17 августа в Москве на фестивале «Преображенские встречи. Время мира». Оказалось, что в тексте Писания можно найти подтверждения совершенно противоположным утверждениям. Причем для тезисов, которые в расхожем представлении были неверными, участники подчас находили больше подтверждений в цитатах из Нового завета, чем для тех, которые казались более правильными и традиционными. 

Но если каждый может понять и истолковать Евангелие, как душе угодно, можно ли его принять как добрый путеводитель в жизни? В ответ на это мы часто слышим: не надо самим читать Священное писание, запутаетесь – есть святоотеческие толкования, проверенные временем и признанные церковью! Читайте лучше святых отцов, они вам всё объяснят. Выходит, что Христос, Его учение – не понятны для «простых смертных», а только для избранных, для тех самых святых, до которых нам как до луны.

Священник Александр Богдан
Священник Александр Богдан

«Даже сами церковные пастыри стали путаться, что важнее – Евангелие или его авторитетные толкования», – говорит отец Александр Богдан из Волковыска (Беларусь). В разговоре с одним из батюшек он услышал в ответ на вопрос: «А как же Священное писание?» – «Только если не противоречит святым отцам!»

Постойте! Но из того же Писания мы знаем, что Сам Христос пришел «не к мудрым мира сего»! Не к учёным мужам, не к мудрецам и старцам, не к книжным людям, а к простым и даже грешным людям: рыбакам, сборщикам налогов, блудницам, бесноватым. Ученые утверждают, что, к примеру, Евангелие от Марка написано совсем простым языком, литературно не безупречным и не всегда грамотным. Неужели же, если люди из простого народа верили Евангелию и понимали, как по нему жить, у нас не получится? 

Священник Виктор Гавриш
Священник Виктор Гавриш

«Сам Христос учил не исполнению обрядов, а старался собрать общину учеников из обычных людей, похожих на нас, – замечает священник из подмосковного храма Рождества Иоанна Предтечи Виктор Гавриш. – Они могли быть грешными, ленивыми, малодушными и, тем не менее, были избраны Христом, чтобы жить вместе и нести людям слово о приблизившемся Царстве. Можно изучать в библейских кружках Священное писание, исследовать разные толкования, комментарии, но в нашу жизнь это слово придет тогда, когда мы не на день и не на два, а надолго вступим в общение друг с другом ради Христа и исполнения Его слова, чтобы мы были братьями и сестрами». 

Мы слишком привыкли называть Евангелием четыре известных текста, но Евангелие, Благовестие – это Радостная весть. Это не тексты, а та искра духа и смысла, которая высекается во время общения во Христе, «где двое или трое собраны во имя Моё». Евангелие началось до написания текстов в общении и жизни Христа с учениками, и оно продолжается в том же общении как слово и путь, соединяющее верующих людей.

Лариса Мусина
Лариса Мусина

«Когда мы утром, выходя на работу, закрываем дверь, говорим ли мы себе: ну, я пошел жить в любви и свободе? – спрашивает Лариса Мусина, преподаватель Нового завета в Свято-Филаретовском институте. – Не так-то просто носить в себе образ того, что это значит – жить по Евангелию. Я думаю, один человек такую задачу решить не в состоянии. Нужно “силовое поле” – совокупные усилия церкви, дружественная среда, где есть это общее стремление к тому, чтобы евангелие исполнялось в твоей жизни и в жизни ближнего». 

«Христос не дает готовых рецептов, – говорит петербургский священник Дионисий Харин. – Суть Евангелия – не в правилах и установлениях, а в духе милосердия и надежды на Бога и любви к ближнему. Христос открыто явил людям, что Богу нужен человек, и тайна Евангелия, тайна жизни мира не может быть разгадана без участия человека». 

Священник Дионисий Харин (в центре)
Священник Дионисий Харин (в центре)

В Евангелии Христос нарушает субботу, позволяет мыть себе ноги грешнице, опрокидывает столы менял, отпускает женщину, взятую в прелюбодеянии и обреченную законом и людьми на смерть – Он ведёт себя свободно, не боясь нарушить границы, возведенные людьми, не игнорируя древний Закон заповедей, но превосходя его. Когда современный человек читает Евангелие, то часто не видит этой свободы, ему трудно брать пример с Христа, потому что он ищет алгоритмы «одобренных» Богом поступков, в основном заменяя общение с Богом отправлением церковных обрядов и исполнением благочестивых правил.

Но мы живем в такое время, когда опыт прежних поколений христиан и особенно опыт новомучеников и исповедников Русской церкви показал, что это не может защитить нашу веру и жизнь от агрессии зла и неверия.

Марина Наумова
Марина Наумова

«Церковь, которую мы видим сейчас – это результат политики унижения и уничтожения веры, сознательно проводимой советским государством в XX веке, – говорит проректор Свято-Филаретовского института Марина Наумова. – В нашей церкви происходит едва ли не большая индивидуализация и разрозненность, чем в обществе. Массовое крещение людей неподготовленных, совсем не предполагающее даже их знакомства с Евангелием, что приводит к обрядоверию, суеверию, двоеверию». 

Те же, кому посчастливилось узнать слово Божье неформально и лично отозваться на него – в этом индивидуализированном пространстве сами часто не имеют сил не только делиться евангельской верой, но и просто в ней удержаться. Христиане, любящие православную традицию как традицию жизни по Евангелию, могут стать ее подлинными продолжателями, только если найдут в себе чуткость и не испугаются по примеру Христа и новомучеников взять из сокровищницы церковного предания только то, созидает веру и поддерживает.

«Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. – писал своим духовным детям из архангельской ссылки священномученик епископ Иннокентий (Тихонов). – Кажется, всё Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати».

Наталья Кушнир
Фото: Евгений Рыжов
конец!

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку