– В день Торжества православия невольно вспоминаются те, кто в истории церкви не поддался гонениям, в т.ч. от лжебратии: Григорий Богослов, которого забрасывали камнями, обвиняя в ересях; или Григорий Нисский, вызванный в суд за свои богословские труды; или Сергий Радонежский, который из-за возмущения братии вынужден был покинуть основанный им самим монастырь и т.д. Что, на Ваш взгляд, помогало тогда и, видимо, может помочь сегодня людям, на которых обрушиваются несправедливые гонения? На что тут можно опереться?
Александр Копировский, профессор, ученый секретарь Свято-Филаретовского института (СФИ): На слова Спасителя «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20) прежде всего. Но нужно помнить, что у великих святых и гонения великие, они и страдали больше, чем другие. Известный артист Ролан Быков как-то сказал: «Многие расчесывают свои комариные укусы, выдавая их за фронтовые ранения». Поэтому, мне кажется, может помочь еще отношение к себе и своим проблемам с некоторой иронией, понимая, что ты не Сергий Радонежский, не Григорий Богослов и не Григорий Нисский. И какие бы гонения мы сами ни испытывали, это всего лишь часть общего Креста Христова, который всегда будет.
А с другой стороны – я часто вспоминаю слова о. Георгия Кочеткова, сказанные им в разгар гонений на нас в 1994 году: «Вы еще будете вспоминать эти дни с благодарностью, потому что в таких событиях у нас шлак выгорает». Значит, надо адекватно претерпевать гонения, какие бы они ни были. Адекватно – это значит когда-то молчать, когда-то отвечать словом и делом, четко называя гонения гонениями, гадость гадостью. Но всегда продолжать делать дело, за которое гонят, если оно не твое, а Божие, церковное. Ведь иногда мы и за собственные грехи что-то претерпеваем, это тоже надо помнить. Вообще говоря, здесь есть над чем поразмышлять. Многие претерпевают разные гонения, но только христианам сказано: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), - все! Это тоже надо понимать. И в этом черпать духовное вдохновение.
Владимир Якунцев, научный сотрудник Научно-методического Центра по миссии и катехизации при СФИ: Сложно сказать. У меня нет общего ответа на вопрос, как выстоять в гонениях. И гонения разные бывают. Вот совсем недавно, 15 февраля, в Ливии зарезали 21 человека. Стало известно, что коптская церковь причислила их к лику святых, что они умирали именно за Христа, за исповедание свое... Гонения всегда – это не просто лишение тебя каких-то благ или какое-то ущемление. Это всегда агрессия, нападение чуждого духа – духа клеветы, духа страха. Поэтому всегда непонятно, что людям здесь поможет – в этом, можно сказать, проявляется их свобода. Притча о сеятеле говорит нам, что очень многих гонения просеивают, потому что когда тебя гонят, этот чуждый дух всегда выказывает себя победителем. Здесь помочь может только милость Божья, любовь Божья, если будешь молиться, чтобы Господь укрепил. Это очень важно: найти в себе, может быть, остаток сил, и помолиться ко Господу, чтобы Он укрепил, чтобы Он даровал больше любви, больше ведения. И еще великим утешением, конечно, является любовь братьев и сестер. Любовь даже одного верного, хотя бы одного, уже является великим, большим утешением. Поэтому можно понять, почему Иисус просит, чтобы Петр, Иаков и Иоанн просто побыли с Ним в этот тяжелый час. Вот что помогает в гонениях. При этом, прав я или не прав, но, думаю, достаточно большая доля гонений всегда была от лжебратии.
– А что Вас лично поддерживало в те три непростые года*?
Александр Копировский: Поддерживало то, что мы во всех наших грехах и недостатках в той ситуации в 1997 году, раскаялись совершенно искренне. Кроме того, помогала очевидность, что Господь нас не просто терпит в данном случае, а поддерживает. Ведь, с одной стороны, нам не раз предлагали: «давайте, мы вас тайно причастим», или « переходите куда-нибудь», – конечно, на это никто не пошел. А с другой стороны, мы же видим, что братство не разделилось, почувствовало, что надо выдержать, вытерпеть, не раскалываться внутри себя и не откалываться всем вместе куда-то. Результатом всего этого был пережитый нами удивительный опыт: во время литургии мы не ощущали себя отверженными от чаши, наоборот – было полное ощущение единства со всеми, кто причащался, не только с нашими близкими и знакомыми, но и со всей церковью.
Господь устроил так, что прещения, в конце концов, были сняты. И, слава Богу, не наступило ни разочарования, ни озлобления, мы прожили это время во славу Божию. Уверен, что нашей церкви мы ран не нанесли, а кто нам их пытался нанести – мы за это их не осуждаем.
Владимир Якунцев: Думаю, у нас все было очень смягчено, потому что были верные братья и сестры, которые верили и поддерживали. При этом у меня самого в то время было несколько шоковых моментов, когда я, будучи свидетелем тех событий, вдруг видел, как они интерпретируются, как они понимаются, как они искажаются в тех же средствах массовой информации. Это я очень переживал. Но внутри меня была очевидная уверенность в том, что мы поступаем по правде. Так как я был свидетелем всего, что происходило, у меня в этом не было никаких сомнений. Это тоже помогало. И еще: я потом анализировал прошедшие события и понял, что очень важна была вера в Церковь.
*15 лет назад, на Торжество православия 2000 года, 19 марта, свящ. Георгий Кочетков и 12 его помощников впервые смогли причаститься на Евхаристии после почти трехлетних необоснованных прещений, явившихся следствием гонений от лжебратий. За несколько дней до этого, в среду первой седмицы Великого поста, 15 марта, указ патриарха Алексия II о снятии прещений им вручил управляющий делами Московской патриархии митр. Сергий Солнечногорский. Сегодня мы беседуем с двумя братьями, оказавшимися в то время в числе отлученных.