26 мая в Архангельске в пространстве выставки «Подвиг жизни» состоялась встреча с Юлией Балакшиной, к. филол.н., магистром богословия, доцентом РГПУ им. Герцена, преподавателем кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, автором книги «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст». Это исследование уже было названо «настоящим церковным открытием», «удивительно добротной книгой, яркой, обаятельной», в которой создана «исторически объективная картина», позволяющая утверждать, что «нет никакой генетической связи между группой «32-х» и обновленчеством».
Автор – наш земляк, поэтому в презентации, прошедшей в визит-центре Кенозерского национального парка, участвовали бывшие ученики Юлии Валентиновны из лицея №19 г. Архангельска, и преподаватели Северного Арктического Федерального Университета им. М.В. Ломоносова, друзья, коллеги, и, конечно, что особенно дорого, её родители – Валентин Павлович и Лилия Ильинична, а также студенты Свято-Филаретовского института и прихожане разных храмов Архангельска. Встреча была организована членами Преображенского братства при содействии Культурно-просветительского фонда «Сретение».
Юлия Валентиновна в своем слове рассказала, с чего началось исследование:
– Мне посоветовали, поскольку я жила в Петербурге, заняться исследованием жизни петербургского священника отца Иоанна Егорова. О нем в среде питерского духовенства сохранилось предание, что это был, безусловно, святой человек. Когда я начинала им заниматься, не было известно, что он создал в Петербурге в начале века братство, которое называлось «Братство Святого Креста». И вот началась архивная работа, и стало понятно, что сам по себе отец Иоанн Егоров человек замечательный и незаурядный, его окружал целый ряд друзей, единомышленников, которые также, как и он ратовали о возрождении жизни Русской православной церкви. Выяснилось, что он входил в группу, которая называлась «группа 32 петербургских священников». Мне было интересно исследовать не только само явление, но и понять, кто они - эти замечательные молодые люди? Почему они дерзнули сказать такое слово в жизни нашей церкви, что оно стало очень громким, очень значимым, по крайне мере, в начале века.
По словам Юлии Балакшиной, в России дружеский круг – явление чрезвычайно ценное и порождающее творческие инициативы. И история, о которой она писала, именно о маленьком дружеском кружке из 4-5 приятелей-законоучителей, которые собирались и размышляли о том, как изменить систему преподавания закона Божьего. Настоящим чудом была находка папки с письмами К. Аггеева другу - Павлу Кудрявцеву, которая сорок лет ждала своего часа.
После событий кровавого воскресения 1905г в адрес церкви начали звучать вопросы, почему она никак не реагирует на то, что происходит в стране, почему нет адекватного ответа на эту историческую ситуацию? Перед духовенством столицы встал вопрос: как быть, когда история требует ответа церкви? Для героев книги было принципиально важно, что церковь должна безбоязненно исповедовать истину перед высшими и перед низшими. Кто-то должен нести в жизнь эту высшую правду. Если церковь этого не сделает, то тогда жизнь общества погрязнет в этой стихии и революционном хаосе.
Они заговорили о том, что для того, чтобы голос церкви был услышан, чтобы она имела авторитет в обществе, церковь должна быть свободна от опеки государства. Движение, которое они сумели создать в русской церкви, было переломным для жизни всего общества той эпохи потому, что они говорили о необходимости созыва Поместного Собора, о восстановлении соборности на всех уровнях церковной жизни, о праве и ответственности мирян участвовать в жизни церкви, о восстановлении в церкви выборного начала. И наконец, они поставили вопрос об отношении церкви к культуре: начали диалог с ней, и он оказался чрезвычайно продуктивным. Во многом то, что они сделали, подготовило тот религиозно-философский ренессанс, который связан с первой волной русской эмиграции. Созвездие русских религиозных философов, которые составляли мировую славу русской культуры и русской религиозной мысли: о. С. Булгаков, Н. Бердяев, Г. Флоровский, А. Шмеман и др. были подготовлены в этих кружках. О. С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве были просто личными друзьями о. Константина Аггеева.
Почему герои этой книги могут сегодня быть нам важны, дороги и интересны? Это сами по себе личности. На фоне революционных процессов остаться самим собой, сохранить свое достоинство, свой путь, индивидуальную судьбу требовало большого мужества, и эти люди смогли это сделать. В их жизни была подлинная и очень глубокая вера. Они опирались не на обезличивающее «мы», а на опыт стояния перед Богом, перед Христом. Многие из них впоследствии стали собирателями общин.
Судьба многих из них после революции трагична. Эта книга еще и долг памяти по отношению к этим людям и той судьбе, которую они прожили и нам оставили в наследство.
В ходе встречи прозвучали размышления присутствующих о книге и вопросы к автору.
Сергей Машьянов, председатель Культурно-просветительского фонда «Сретение» сказал:
– Я думаю, что эта книга будет интересна и священникам, и епископам, чтобы вместе подумать, как сделать так, чтобы церковь стала предвестием Царства Божьего на земле, чтобы слово церкви было весомо для каждого человека, независимо от его чина и социального положения.
По мнению Ольги Пунановой, выпускницы Свято-Филаретовского института, ценность книги в том, что она утверждает: «человек в истории не является пешкой, его долг – отвечать за время, в которое он живет, не только быть внимательным и сострадательным к происходящему, но мирно что-то созидать».
Елена Селиверстова, студентка СФИ сказала, что для нее стала неожиданной встреча на страницах книги: о. Константин Агеев в письме к Кудрявцеву пишет о встрече с Неплюевым Н.Н. (Неплюев спонсировал их журнал).
На это Юлия Балакшина отметила, что для нее самой было приятной неожиданностью, когда она читала машинопись писем и вдруг наткнулась на имя Неплюева:
– Все хорошие люди в России как-то были связаны друг с другом, и это приятно. Он создавал Всероссийское братство и поддержку нашел среди кружка, о котором я пишу, и среди Содружества учащейся молодежи.
Прозвучало размышление одного из гостей о том, что в этой книге мы можем почувствовать духовное родство с теми людьми, жившие более 100 лет назад, и нужно понять, что они хотят нам сказать. Это серьезный вызов, который сейчас стоит перед церковью, перед нашей страной, потому что буквально до деталей то, что происходило там, происходит и сейчас.
В финале встречи автору был задан вопрос «Как вы формулируете для себя главное послание, с которыи герои этой книги обращают к нам?»
Юлия Валентиновна ответила:
–У меня есть любимые слова из их обращения, которые я считаю их манифестом и их посланием: «Только церковь, свободная в исповедании полноты своего самосознания, во внутреннем строе своем, в служении слова своего, в управлении всех дел своих и всего ей вверенного, только свободно самоуправляющаяся церковь может поддерживать в совокупности чад своих полную сыновью чистую веру в себя и вполне обладать необходимым для осуществления ее высокого божественного призвания голосом, от которого горели бы человеческие сердца».