Она родилась в 1932 году в Белоруссии в семье учителей. В 1938 году арестовали отца Данилу Миновича, и мать Матрена Андреевна сказала своей пятилетней дочери: «Ты сейчас не поймешь, но постарайся запомнить на всю жизнь то, что я скажу тебе. В жизни всегда побеждает правда, но иногда не хватает самой человеческой жизни, чтобы увидеть ее торжество. Отец твой – честный человек, знай это. Может не хватить папиной и моей жизни, чтобы увидеть правду. Хватит твоей». И действительно, доброе имя отца было восстановлено.
Однако до самой смерти вся жизнь Аллы Даниловны становится «пропитанной лагерем». Вместе с матерью ради отца они добровольно поехали в ссылку в Воркуту.
Алла Даниловна любила вспоминать как девочкой по радио читала на всю Воркуту «На смерть поэта» Лермонтова и как плакали взрослые люди, слышавшие это:
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Ссылка закончилась для Аллы в 1950 году, когда родители снарядили ее в Москву на учебу в медицинский институт с напутствием Данилы Миновича: «В лагере врачи не умирали».
Закончив мединститут в 1956 году, Алла Даниловна сначала была педиатром, а через некоторое время – врачом-наркологом в психиатрической больнице, где поработала тридцать лет. Защитив кандидатскую диссертацию, стала заведовать самым сложным для нарколога участком – женским отделением по лечению алкоголизма. Лечила она не только медикаментами, а и своим материнским отношением к людям, умея пробудить в человеке чувство собственного достоинства, уважения к себе и другим. Она умела «вытаскивать» из уныния и неуверенности, поддержать и вдохновить. Алла Даниловна верила в людей и им передавалась ее вера. Конечно, помогал и профессионализм, но ведь она знала, что алкоголизм не лечится. На защите кандидатской ее спросили: сколько человек вы вылечили? Ответ: «Ни одного, здоровы до первой рюмки». Со многими своими пациентами многие годы переписывалась, поддерживала, помогала.
В 1989 году, поверив в Бога, Алла крестилась в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Ее деятельный характер не позволял ей остановиться на этом, и она стала искать, чем может послужить Богу в Церкви, и как помочь другим людям, прежде всего своим больным. Ей хотелось научиться молиться по-настоящему, она писала: «Как же все это было трудно. Два слова не могла сказать Богу, а ведь знаю, что бабушка моя, имя которой даже мне неизвестно, белорусская крестьянка "все глаза проплакала в молитве"». При этом у Аллы Даниловны всегда была своя, «самодельная» молитва, и перед лекцией или важным делом она взывала: «Господи! Не дай мне сказать ни одного фальшивого слова, не сделать ни одного фальшивого движения души». И этому кредо Алла Даниловна оставалась верной всегда.
Поиски подлинной духовной жизни не остались без ответа: в 1990 году Алла Даниловна оказалась на оглашении, которое проводил священник Георгий Кочетков, и, после годичной катехизации, воцерковилась на Кириопасху 1991 года [1]. Она писала тогда: «Теперь я с Богом сознательно, хотя все равно чувствую себя меньше всякой букашки. (И "Слава Богу за все!") Хочу работать. Приносить пользу. Где и как? Все равно. Лишь бы на то была воля Божья».
Войдя в Церковь, Алла Даниловна сразу стала служить в храме, не гнушаясь никакой работой, будь то ремонт или уборка подвалов. Ее можно было увидеть и за мытьем полов, и за чисткой подсвечников. Но главной ее заботой все-таки были не восстанавливаемые храмы, а люди, которых она встречала с вниманием и заботой. В 1994 году Алла Даниловна пишет протопресвитеру Виталию Боровому: «В церкви я четыре года всего, но могу сказать, что духовная жизнь – это самое сложное, самое тонкое, трудное и ответственное дело, чем все, что я делала до сих пор. Вся моя прошлая жизнь (и работа) – это только как бы подготовка к тому, чем я живу сейчас. И что главное в жизни – церковь».
Церковь – это собрание людей, очень разных, зачастую с изломанной судьбой и тяжелым прошлым. Помогать приходить к вере в Бога после десятков лет атеизма – дело невероятно трудное, и те, кто призван на это служение, должны быть готовы к большому внутреннему и внешнему сопротивлению. Алла Даниловна это очень хорошо понимала и поэтому решила помогать своему духовному отцу, священнику Георгию Кочеткову, на которого вскоре стали воздвигаться несправедливые гонения за его усилия в деле воцерковления людей. Она ушла с любимой работы, чтобы трудиться отныне на духовном фронте, где идет битва за человека. Причину того, почему вместо помощи и поддержки служащий воцерковлению людей священник испытывает настоящие гонения (отец Георгий Кочетков был изгнан из четырех восстановленных им вместе с общиной храмов), Алла Даниловна видела прежде всего в том, что не произошло покаяния за богоотступничество, массовое уничтожение людей в годы советских репрессий в нашей стране. Из письма Владимиру Высоцкому [2]: «Дорогой Володенька! Владимир Семенович! – как я называла тебя на "Вы", уважая твой талант! Ты пел для нас, уходя из больницы. Меня тогда потрясла песня: "Спасите наши души. Наш голос глуше-глуше и ужас режет души на-по-по-лам! ". Особенно теперь, когда в стране нашей творится непонятное, страшное… А мы не виним себя, а все ищем виноватых вовне. Не себя, только не себя! Не было и нет покаяния страны, и каждого нашего человека перед своей совестью, увы! Ничего этого нет. Уходит мое поколение, кто хоть что-то знал и надеялся на лучшее через осознание – покаяние. Серьезное покаяние».
Будучи врачом, Алла Даниловна воспринимала покаяние как исцеление, а повторение греха как рецидив тяжелой болезни с ухудшением состояния больного. Часто вспоминала она слова протопресвитера Виталия Борового: «Что святая Русь? – только потому святая, что каждый ее клочок полит кровью». И Воркутинского епископа о построенной на костях дороге Воркута – Котлас: «Да, мы ездим по антиминсу» [3]. И патриарха Алексия II: «Если народ не усваивает урок, он повторяется». И часто молилась с надеждой, чтобы покаяние произошло. Из письма Аллы Даниловны: «Думается, если бы сейчас покаялись всерьез, то от покаяния страна поднялась бы с новыми силами. Одно время, когда по стране шел фильм "Покаяние", мы близки были к тому, чтобы что-то понять, покаяться, просить у Бога прощения и защиты. Мне кажется, что и сейчас это время приблизилось, и что нельзя его упустить».
В 1997 году в результате клеветы отец Георгий Кочетков и двенадцать его помощников были неправедно отлучены от причастия. Среди двенадцати оказалась одна женщина – Алла Даниловна Василевская. Это испытание не сломило ее духовно, но, после снятия прещений в 2000-м году, она начала серьезно болеть, через два года слегла, и умерла 6 ноября 2006 года, в день памяти ее любимой иконы «Всех Скорбящих Радость».
Многие из пришедших в этот день на встречу делились своими воспоминаниями об Алле Даниловне, неслучайными «совпадениями» связанными с ней, благодарностью Богу и приснопоминаемой Алле за живое, искреннее, глубокое общение, которое не прерывается со смертью человека.
Встреча получилась светлая и по-родственному теплая, и завершилась цитатой из слова отца Георгия Кочеткова, прозвучавшего на отпевании сестры нашей Аллы: «Откуда такая верность, такая благодарность? Откуда эти свойства столь редкие в наше время? Человек, много перенесший и сделавший внутренний выбор добра и света, обрел добро и свет, несмотря на все противоречия своего характера, уж не говоря про обстоятельства жизни… Человек, не просто огласившийся, а предавший всю жизнь свою Богу. Будем нести ее опыт, ее образ в сердце своем. Аминь».
[1] Кириопасхой называется совпадение Пасхи с праздником Благовещения (7 апреля).
[2] Владимир Семенович Высоцкий был ее пациентом. Он умер в 1980 году, но для Аллы Даниловны были «все живы», и она писала им письма, как живым: в ее личном архиве есть письма отцу и другим близким людям, написанные после их смерти.
[3] Антиминс – в православии четырёхугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии