Вниманию собравшихся были представлены сборник документов «История церковных братств в России» (СФИ, 2018 г.) и материалов конференции «Православные братства в дореволюционной России: приоритеты деятельности» (спецвыпуск Альманаха СФИ, № 21, зима 2017).
Перед началом встречи старший преподаватель СФИ Екатерина Алексеева провела для гостей экскурсию по выставке документов из фондов музея и архива Преображенского братства, посвященной истории братских движений в России и приуроченной к презентации.О создании хрестоматии «История церковных братств в России» рассказали ее составители д. филол. наук Юлия Балакшина и специалист по истории православных братств Наталия Игнатович. Изначально замысел был связан с подготовкой для студентов СФИ научного пособия, в котором были бы показаны контекст существования братств в тот или иной исторический период и эволюция этого явления церковной жизни. Работа над книгой, потребовавшая сбора многочисленных документов, редких изданий разных лет, выпущенных малым тиражом и недоступных широкому кругу читателей, началась в ноябре 2013 г. Были собраны уставы братств, размышления их основателей, письма и воспоминания, воссоздающие жизнь и общение внутри братства. Особенно сложными оказались критерии отбора материалов.
– Мы пытались, в первую очередь, обратить внимание на те братства, которые являлись братствами не только по форме, но и по сути. Известно, что большинство братств, созданных в 60-х гг. XIX в., были организованы епархиальным начальством для определенной отчетности. Соответственно, их деятельность былачасто формальной; хотя и среди них, безусловно, были живые явления. Мы взяли два братства дореволюционной эпохи, которые были «братскими» и по духу своей жизни: братство отца Александра Гумилевского в Петербурге и братство Николая Николаевича Неплюева. Оба они думали, в первую очередь, не о форме, а о том, чтобы воссоздать реальные братские отношения, союз любви, реальность первохристианских общин, – отметила Юлия Балакшина.По словам Наталии Игнатович, вопрос о братской традиции исследован крайне мало; в советское время эта тема оказалась под запретом, и основные труды приходятся на период после 1990 г., однако и здесь видна несоразмерность чрезвычайно малого числа исследований с количеством существовавших в разное время в России православных братств. Потому так важно введение в научный оборот новых документов, разносторонне показывающих братскую жизнь.
– Мы старались поставить сам вопрос о братствах – по словам Н. С. Лескова, «вопрос чисто русский и необыкновенно интересный», – поделилась Наталия Игнатович. – Чтобы понимать, какое братство можно назвать действительно братством, какое было скорее обществом, нужно изучить и понять историю каждого братства, поднять документы, находящиеся в архивах, недостаточно изученные источники личного происхождения – необходимо восстановить эту историю.Составители подчеркнули необходимость знакомства с наследниками братских движений: в сборнике приведена беседа с паломниками из Преображенского братства Екатерины Ивановны Пикиной, духовной дочери епископа Макария (Опоцкого), как пример свидетельства о духе братской жизни.
В отзыве об издании Ирина Гордеева, к. ист. наук, доцент РГГУ предложила поставить феномен организации братских православных общежитий в более широкий контекст: «Люди, которые организовывали братства, жили среди тех людей, которые тоже задумывались о формах социальной и духовной общности, только говорили об этих формах на другом языке. Они были современниками и взаимодействовали друг с другом; в советское время это взаимодействие было особенно драматичным: одна форма братства стала подавляющей по отношению ко всем другим – ведь коммунисты тоже использовали язык братства. Вот эта сложность взаимоотношений и стремления к новому общежитию и подлежит осмыслению».В современном мире, как отметила Ирина Гордеева, задача быть вместе – предмет свободного выбора для людей, пытающихся строить общение с опорой на свои лучшие ценности.
– Где люди ищут эти ценности, в каких сферах они их находят, на каких языках проговаривают, и какова судьба этих найденных вариантов – самый важный вопрос, возникающий по прочтении хрестоматии, – заключила она.
За круглым столом Сергей Смирнов, к. э. наук, зам. директора Института «Центр развития» НИУ Высшей школы экономики ответил на вопрос, кому могут быть интересны новые издания. Во-первых, они нужны членам существующих братств, чтобы братства понимали тот исторический «фундамент», на котором они стоят. До сих пор братства нуждаются в церковной апологетике: для многих членов церкви понятие «братство» подразумевает понятие «секта»; это явление не ново: из опубликованных документов епископа Макария (Опоцкого) видно, что он сталкивался с подобным неприятием братского опыта. Во-вторых, опубликованные документы могут представлять научный интерес для профессиональных историков. В-третьих, история братского движения, внутренняя жизнь братств высвечивает глубинные процессы и проблемы в жизни церкви, связанные с соборностью, отношениями между клиром и мирянами, и, таким образом, может привлекать внимание людей, задумывающихся о сущности церковной жизни сегодня.Братские движения – нормальное существование церкви как общественного организма, хотя у многих сейчас отсутствует само представление о церкви как об общественном институте. Разновидностью братств можно считать и монастыри, так как в них подразумевается жизнь на тех же основаниях, лишь с более строгими уставами.
На востребованность изучения и осмысления братского опыта указал председатель Союза православных братств в 1991–1997 гг., а ныне его духовник, настоятель храма свт. Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). По его словам, главным критерием качества церковной жизни является ее результативность, которая заключается в возможности собирания людей и их открытого общения в спокойной братской обстановке. «Книга – важное подспорье, ориентир, необходимый для того, чтобы все было на солидном уровне, преемственно с тем, что было уже наработано в братствах», – сказал игумен Кирилл об издании.Размышлениями о том, что из опыта церковных братств актуально сегодня, поделилась руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова. По ее мнению, у людей есть интуиция, что надо жить вместе.
– Как член братства в течение 20-ти лет, я могу сказать только одно: конечно, этот опыт очень важен в жизни нашей церкви, потому что иначе жизнь получается казенная. Всякая жизнь не братская – это не обязательно должно называться «братство того-то», называться может как угодно – это не церковная жизнь, – сказала она. – Проблема с приходами понятна: человек пришел и ушел, он ни с кем не связан, ни за что не отвечает. Братство – свидетельство для тех, кто входит в церковь. Когда человек заканчивает катехизацию, у него есть вопрос: как ему дальше в церкви жить? И человеку можно сказать: есть сообщество, в которое ты можешь войти. Тебя могут поддержать и дальше. Ты, конечно, можешь идти, куда хочешь, но тебе есть, куда идти.Мария Хосина
Фото Олега Свечникова, Марии Кайковой