Хиротонию во иеромонаха архиепископ Ермоген принял от Патриарха Тихона. Длительное время он был членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры, а потом её настоятелем. Монашеская жизнь протекала мирно, потом настоятеля арестовали [1]. Он получил 10 лет лагерей (по болезни провёл в лагерях 8 лет). После освобождения [2] приехал в Ташкентскую епархию, которой тогда управлял архиепископ Гурий (Егоров). Архимандрит Ермоген был назначен настоятелем собора в Самарканде, где прослужил до 1953 года.
Между архиереем и архимандритом Ермогеном было некоторое соперничество. Владыка Гурий его «прижимал», и владыка Ермоген говорил: «Если стану архиереем, и владыка Гурий будет зависеть от меня, я поступлю иначе». Такая возможность скоро представилась. Владыка Гурий лишился кафедры и на некоторое время оказался за штатом. Архимандрит Ермоген принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Ташкентскую кафедру. Замечательна была «архиерейская месть». Владыка Гурий тяжело переживал лишение кафедры, и епископ Ермоген всячески его поддерживал, стараясь облегчить его скорбь. Владыка Гурий получил новое назначение и сохранил о епископе Ермогене благодарную память. Архиерейское служение митрополита Гурия завершилось на Ленинградской кафедре.
Памятником архиерейского служения архиепископа Ермогена в Ташкенте остался построенный им кафедральный собор. Собор, существовавший до того времени в Ташкенте, был невелик и совсем не походил на кафедральный. Владыка решил построить новый собор. Был конец 50-х, когда не только строительство, но и косметические ремонты храмов запретили. Чтобы не остаться вообще без собора, Владыка не разрушил старый храм, а выстроил новый храм над старым, остававшимся внутри нового. Владыка заложил новый фундамент, возвел стены, а когда строительство подошло к концу, старый собор по частям вынесли из нового здания [3].
Возведение кафедрального собора на месте небольшого храма в центре Ташкента выглядело как серьёзный политический просчёт уполномоченного по делам Православной церкви при Совете министров УзССР. Уполномоченный Вороничев почувствовал себя уязвлённым и возненавидел архиепископа. С этого события началось трёхлетнее противостояние, закончившееся лишением архиерейской кафедры. Двухпрестольный храм вмещал до трёх тысяч народа. В то время на миллионный Ташкент было всего четыре храма, и места для людей не хватало. Благодаря уникальным талантам и помощи Божией, Владыка сумел собрать значительные средства, которых оказалось достаточно не только для строительства собора, но и для его великолепного интерьера: мраморного иконостаса с иконами, золочёными вратами, бронзовыми люстрами и просторными хорами. Сам владыка часто служил священническим чином в будние дни. Торжественные встречи и облачения на средине храма совершались по большим праздникам. В воскресные дни он чаще облачался в алтаре, и выходил на середину храма в саккосе. Когда он не служил, всегда стоял вне алтаря, на солее, где за иконой было установлено для него кресло.
Архиепископ Ермоген организовал в Ташкенте церковную гостиницу для приезжавшего духовенства и в каждом приходе приобрёл приходские дома для проживания священника.
В 1957 году он построил собор [4], а в 1960-м его лишили кафедры. Мне, слава Богу, довелось попасть в Ташкент в 1959 году, получить от него дьяконское рукоположение и послужить при нём в кафедральном соборе дьяконом. Владыка не только построил собор. Он наполнил его жизнью, собрал вокруг себя достойное и просвещённое духовенство, обеспечил богослужение качественной проповедью. Обычно проповедовал он сам или архимандрит Борис (Холчев) [5]. Отец Борис был замечательным проповедником. Много лет он был целибатным священником. Когда владыка Ермоген постригал его в монашество, он не стал изменять его имя и сказал: «Ты всегда был монахом и всегда жил монашеской жизнью, поэтому я не стану менять твоё имя».
Святейший Патриарх Алексий предполагал объединить под омофором архиепископа Ермогена Ташкентскую и Казахстанскую епархии. Было решено назначить архимандрита Бориса викарным епископом в Алма-Ата. Возникала огромная епархия из четырех республик, в которой открывался простор для кипучей деятельности владыки Ермогена.
К сожалению, произошли принципиальные перемены, изменилась политика, началось хрущевское гонение. Владыка прежде переписывался с Карповым и с Хрущевым. Теперь взаимоотношения прекратились. Владыку Ермогена, который был стержнем духовной жизни в Ташкенте, лишили кафедры и сослали в Жировицкий монастырь. Так закончился ташкентский период его деятельности.
Примечания
Беседовала Наталия Игнатович
Информационная служба СФИ