Во всех испытаниях они доверяли Богу

29 октября 2016
28 октября в Екатеринбурге прошла встреча «Исповедники веры XX века: опыт жизни и духовное наследие»

Для нашего времени характерна нарастающая тенденция секуляризации жизни церкви. Это ставит перед современными христианами вопрос о передаче новым поколениям опыта подлинной «веры, действующей любовью» (Гал 5:6). Как о ней свидетельствовать, чтобы, с одной стороны, не умалять, не упрощать, не обесценивать ее в угоду человеческим настроениям, а с другой стороны, найти путь к сердцу каждого человека?

Попыткой найти ответ на этот вопрос стала встреча, прошедшая в Екатеринбурге 28 октября в день памяти свт. Афанасия (Сахарова) и в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий. «Исповедники веры XX века: опыт жизни и духовное наследие» – так была названа встреча, организованная Свято-Елизаветинским и Свято-Екатерининским православными братствами.

Магистр богословия Ольга Борисова, ведущая встречи Евгения Парфенова
Магистр богословия Ольга Борисова, ведущая встречи Евгения Парфенова

Через прикосновение к жизни конкретных людей, собравшиеся размышляли над феноменом исповедничества, потому что это явление само по себе было в нашей стране не простым.

Почему эту тему мы обсуждаем сегодня, когда церковь не испытывает внешних гонений? На этот вопрос, открывая встречу, ответила ее ведущая Евгения Парфенова, член Свято-Елизаветинского братства: «Несмотря на внешнее благополучие, современные христиане находятся в ситуации новых вызовов со стороны мира и общества, на которые церковь должна ответить. И понятно, что эти ответы стоит искать не из самих себя, а из опыта церковной традиции, особенно из близкой к нам по времени традиции исповедников веры XX века».

Эпиграфом к встрече стали слова недавно почившего, принявшего мученическую кончину исповедника веры протоиерея Павла Адельгейма, который лично знал многих из тех людей, о которых говорилось на встрече: «Во всех испытаниях они доверяли Богу, поэтому оставались светлыми и радостными, терпением и любовью они побеждали мир».

В начале встречи прозвучал доклад Ольги Борисовой, выпускницы магистратуры Свято-Филаретовского христианского православного института, исследователя темы исповедничества XX века, под названием «Служение единого Единому. Ташкентская епархия в 1950-60 годах». Ольга Борисова рассказала о жизни Ташкентской епархии, начиная с 1930 годов. «Если не понять, что происходило здесь в 1930-е годы, будет непонятно, почему в 1950-х произошел взрыв духовной жизни», – сказала докладчица.

Магистр богословия Ольга Борисова
Магистр богословия Ольга Борисова

Ольга Владиславовна сообщила, что восстановление Ташкентской епархии началось в 1946 г., как и многих других епархий: тогда, с началом «нового курса» стали активно открываться храмы по всей стране, в них сразу хлынули тысячи верующих. Но если это происходило повсеместно по всей стране, почему интерес вызывает именно Ташкентская епархия? «Дело в том, что в этом регионе сложилась уникальная церковная ситуация, – рассказала Ольга Борисова, – сюда ссылались священники и миряне уже с первых годов советской власти. В итоге здесь собрались лучшие представители духовенства, такие как митрополит Арсений (Стадницкий), митрополит Никандр (Феноменов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), ближайшие сподвижники патриарха Тихона, сюда же бежали от преследований и тысячи верующих, где вдали от центра вероятность преследования была меньше». По ее словам, Ташкентская епархия в эти годы стала «оплотом православия», здесь церковная жизнь никогда не прерывалась. Хранились вера, традиции, общинная жизнь. Однако решающая роль в вопросе возрождения и хранения веры, конечно, принадлежала исповедникам веры, которые в послевоенные годы несли здесь свое служение. Среди них были названы имена епископа Гурия (Егорова), архиепископа Ермогена (Голубева), протоиерея Федора Семененко, протоиерея Георгия Ивакина-Тревогина и других.

Доклад не оставил слушателей равнодушными, в конце него звучали вопросы. Собравшихся интересовало, в чем именно было исповедничество веры, как нам его осмыслять, ведь всегда есть какое-то внутренне ожидание мужества, подвига и т.д.? А здесь, кажется, все очень просто: люди просто жили и поступали по вере, такого явного исповедничества из их уст постоянно не звучало. Ольга Борисова ответила: «Центральным здесь было то, что люди не могли жить без Бога, и веру свою они постоянно проявляли в своей жизни. Жить по-другому они не могли. Это сейчас мы называем их исповедниками, говорим об их подвиге, а они себя так не называли, они просто не могли не совершать, например, литургию в любых условиях, какими бы они не были».

В конце встречи собравшимся был показан документальный фильм об архим. Борисе (Холчеве). Предваряя его, режиссер фильма Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского братства, сказал о том, что идея фильма проста и связана с именем отца Павла Адельгейма, чьи слова стали эпиграфом к встрече. «Задача фильма была не в том, чтобы составить исторический портрет архим. Бориса, нет, просто если слово Христово – это то слово, которое через Его свидетелей живет в этом мире, его освещая и преображая, хочется, чтобы он светил и сейчас в нашей стране, которая находится в духовно разоренном состоянии. Видится, что это слово сегодня может быть сильным, действовать, пробуждать веру в людях».

Режиссер фильма Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского братства
Режиссер фильма Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского братства

Завершая встречу и подводя итоги, собравшиеся говорили о том, что все люди, о которых говорилось на встрече, были носителями уникальной веры, традиции.

Каждому хотелось продолжить это размышление лично в молитвенной тишине, чтобы память об этих людях была живой, а их жизнь и их подвиг веры были востребованы в современном обществе и восприняты им.

Елена Каштанова


Фото Игоря Лискова

загрузить еще