Включение произведений церковного искусства в катехизацию: что можно и чего нельзя

Фактически, введение оглашаемых в мир образов церковного искусства идет параллельно с введением в этот мир самих членов Церкви, что означает не только возможность, но и необходимость включения церковного искусства в огласительный процесс – через экскурсии в соответствующие музеи или отделы художественных, исторических и краеведческих музеев, а также через лекции с аудио- или видеоматериалом.
А.М. Копировский проводит экскурсию в музее прп. Андрея Рублёва
А.М. Копировский проводит экскурсию в музее прп. Андрея Рублёва

Тезисы выступления профессора церковной археологии (СФИ) А.М. Копировского на семинаре «Что можно, а что нельзя назвать катехизацией в РПЦ в наше время»

А. Вообще можно или нельзя?

1. Несмотря на то, что храмы, росписи (мозаики) и иконы (как писаные, так и меднолитые) являются, с одной стороны, догматическими вероучительными свидетельствами «внутрь» церкви, ее полным членам, а с другой стороны – частью мирового общекультурного наследия, т.е. памятниками искусства, «говорящими» на языке эстетики, и ни в том, ни в другом случае не являющимися «библией для неграмотных», их можно и нужно вводить в огласительный процесс.

2. Причины: в чистом виде ни первой, ни второй позиции не существует, а в том виде, в котором они существуют, они дают возможность произведениям церковного искусства быть доступными в равной мере и членам церкви, и даже совсем посторонним людям. Догматическая основа церковных изображений, сформировавшаяся после победы над иконоборчеством, т.е. в эпоху зрелого средневековья, в более позднее время из сугубо внутренней стала во многом внешней, т.е. воспринимаемой скорее объективно-рационально, а не духовно. Выделившееся эстетическое начало стало восприниматься исключительно субъективно-эмоционально, т.е. тоже внешне. В настоящий момент происходит, слава Богу(!), обратный процесс – процесс возвращения утраченной целостности восприятия произведений церковного искусства, но он в самом начале. Фактически, введение оглашаемых в мир образов церковного искусства идет параллельно с введением в этот мир самих членов Церкви, что означает не только возможность, но и необходимость включения церковного искусства в огласительный процесс – через экскурсии в соответствующие музеи или отделы художественных, исторических и краеведческих музеев, а также через лекции с аудио- или видеоматериалом.

Б. Как можно и чего нельзя

1. Можно:

1) Показывать ЛЮБОЕ изображение (в т.ч. «Святую Троицу», даже так называемую «Новозаветную Троицу»), но важен огласительный аспект, т.е. позиция, с которой ведется показ, и огласительный акцент, т.е. выделение того, что важно в контексте того или иного огласительного этапа.

2) Содержанием показа должны быть чисто огласительные моменты:

а) Священное писание Ветхого и Нового Завета в плане призвания к жизни по-Божески и по-человечески (явление этой жизни как совершившегося факта);

б) богослужение (богослужебные тексты как зрительные образы, само богослужение и молитва вообще как образ богообщения);

в) личная молитва (как частный случай храмовой);

г) этические проблемы (их нетривиальное решение).

3) Очень желательно передать оглашаемым представление о единстве художественного языка церковного искусства с содержанием изображения.

2. Нельзя:

1) выходить за огласительные границы – в догматику и экклезиологию, с одной стороны, и в эстетику – с другой;

2) устраивать ликбез по сюжетам Ветхого и Нового завета, а также по истории церкви;

3) перегружать группу информацией, что поведет к смешению в головах оглашаемых всего увиденного и услышанного и, в итоге, к вытеснению его вообще; в нормальном случае, должно быть показано не более 6-7 изображений;

4) перегружать группу по количеству присутствующих – в нормальном случае, группа должна быть не более 4-5 человек, что сверх того – только для профессионала (к тому же, даже в «строгих» музеях группа не свыше 5 человек экскурсией не считается, т.е. не будет «прещений»);

5) использовать в рассказе однозначные контрмиссионерские сравнения и вообще «осудительные» обороты по отношению к чему бы то ни было (критика советской власти, разрушавшей сами произведения и искажавшей их содержание, не в счет, но и здесь должна быть объективность: реставрация церковных памятников и издание книг, в т.ч. серьезных, на эту тему в советское время – факт, как и невежество и отсутствие их должного хранения до революции, да и в современной церкви);

6) использовать изображения только как повод поговорить о заготовленном заранее тезисе: тезис необходимо заранее продумать, но для оглашаемых он должен вытекать из увиденного ими самими, а уж потом детализирован ведущим экскурсию или лекцию;

7) вообще «пропаганда» веры, церкви, даже церковного искусства (т.е. развитие некоего тезиса с целью доказать исключительную ценность, полезность, спасительность чего бы то ни было) исключается.

конец!