30 июля члены псковской группы Воскресенского братства провели встречу, посвященную дню рождения протоиерея Павла Адельгейма, которому 1 августа этого года исполнилось бы 79 лет. На этот раз центром встречи стали книги отца Павла «Своими глазами» и «Догмат о Церкви в канонах и практике», которые вышли в свет еще при жизни батюшки. Целью встречи была попытка проникнуть в суть церковных проблем, описанных в книгах, почувствовать и обсудить их актуальность в современной жизни нашей церкви.
Книга «Своими глазами» была написана отцом Павлом еще в 70-х годах прошлого века, однако ей суждено было пролежать в столе 35 лет, так как ее публикация в те годы была невозможна из-за цензуры. В 2010 году первым издателем книги стало Крестовоздвиженское малое православное братство, побывавшее в паломничестве в Пскове и познакомившееся с рукописным экземпляром книги.
Участники встречи вспоминали о том, что, несмотря на все события, свидетелем которых был отец Павел, он никогда не отчаивался, но хранил надежду и веру в Церковь и ее соборность, черпая вдохновение из самой Церкви. «Я высказывался не от имени Истины, а от собственного имени, – пишет отец Павел в заключении к книге «Своими глазами». – По заповеди Христовой отдаю эту книгу на суд Церкви. За ней решающее слово».
В книге «Своими глазами» отец Павел описывает события, происходившие в приходе в Фергане в 1974-75 годах, свидетелем и непосредственным участником которых он сам был. В те годы священникам и мирянам приходилось бороться, прежде всего, с госорганами, которые управляли и надзирали за церковью (уполномоченные Совета по делам РПЦ). В изданной в 2008 году книге «Догмат о Церкви в канонах и практике» описываются уже более поздние события, участником которых отец Павел стал в период своего служения в Псковской епархии.
Рассуждая о разрушении сути соборности церкви, отец Павел сравнивает определения Поместного Собора РПЦ 1917-18 годов с положениями Уставов РПЦ, принятых в 1988 и 2000 годах. Изучая отрывки из этих документов, читатель может детально проследить как менялась жизнь в церкви в законодательном аспекте, когда миряне и клир постепенно лишались права голоса в церкви, поместные соборы которой уже не представляли собой полноту народа Божьего, а превращались в «архиерейскую корпорацию». Батюшка называет устав 2000 года «смерть приходу», так как на его основании на законодательном уровне само понятие мирян выносится за скобки, что приводит к потере ими церковных обязанностей и прав, а значит узаконивает безответственность и разрушается соборность церкви.
Еще в 1970-х годах, говоря о таком положении дел, отец Павел с болью сравнивал церковь с тыквой: «…Лежит тыква. Не сорвана. С виду большая, сочная. Снаружи тыква живая. Внутри – пустая. Она засохнет. Но смерть не вдруг станет приметна. Издали она долго будет казаться живою. Казаться. Что, если так поступить с церковью? Оставить неприкосновенным внешний наряд. Извратить и убить душу? (…) Так случится, если церковь утратит внутреннее содержание и сохранится в качестве маскарада для демонстрации "свободы совести" в СССР».
Подводя итог встречи, ее участники говорили, прежде всего, о том, что, несмотря на то, что у многих из них были какие-то личные воспоминания о встречах и общении с батюшкой, для всех нас сейчас особенно необходимы не просто сентиментальные усилия памяти, а настоящее, живое общение с отцом Павлом во Христе, хранение, приобщение и развитие его опыта стояния за Церковь. «Тревога православного народа не только понятна. Она необходима. Это инстинкт самосохранения, присущий каждому живому организму. В равнодушии – смерть», – пишет отец Павел. И для нас важно не стать статистами в духовном теле Церкви, не дать успокоению и равнодушию заглушить голос Христа внутри и посреди нас.
Екатерина Максимова
Фото из архива псковской группы Воскресенского братства