Об Ирине Софроницкой, ближайшем друге академика Сергея Аверинцева, друге Преображенского братства и Свято-Филаретовского института, вспоминает духовный попечитель Братства священник Георгий Кочетков.
Нам радостно говорить об Ирине Ивановне Софроницкой, потому что она была нашим настоящим другом. Она настоящая христианка, исповедница веры. Она сидела именно за веру, за то, что бесстрашно ходила в храм не опуская голову, не прячась. И ей дали за это 25 лет. Правда, отсидела она шесть, потому что изменились времена. Но дали-то 25!
Она была ближайшим другом Сергея Сергеевича Аверинцева, гениального человека, совести нашего народа, это тоже говорит очень о многом. Она была его такой женой-мироносицей. Да, формально она была католичкой. Но мне она говорила: «Я всегда причащалась и в католической церкви, и в православной». Теперь уже после её кончины можно об этом говорить открыто. И я её тоже причащал, последний раз не так давно.
Она подарила нам, нашему Братству, свой архив переписки с Сергеем Сергеевичем, это замечательно. И картину своего предка художника Боровиковского, где изображён Христос, подарила мне. Всё это говорит о её душе – она была вся внутри высокой культуры и духовной жизни. Она была по духу человеком христианским, мы бы сказали в связи с этим – православным, католики скажут, что она была католичкой, и тоже будут правы. Важно, что она действительно преодолела в себе, внутри себя даже это разделение церквей. И не просто потому, что ходила, не очень афишируя это, то в православный храм, то в католический. А потому, что есть люди, которые могут объединить церковь внутри себя, уже в своём сердце. И она, конечно, неслучайно до последних дней своей жизни чуть ли не ежедневно причащалась. Спасибо её католическим друзьям, которые её не забывали и, зная, что она человек выдающийся и не просто так носит знаменитую фамилию Софроницкой, о ней заботились. Это пример и для наших священников – каждый день навещать такого человека и причащать! К ней приходил или сам священник, или диаконисса, читали с ней Писание, помогали, общались и причащали. У них такое возможно. Правда, у нас, как выяснилось, такое тоже в принципе возможно. Но это уж выяснилось благодаря пандемии.
Так что главное – что она была человеком тонким, не просто таким эстетствующим, а именно утонченным по своей натуре. К слову говоря, католичкой она стала совершенно случайно. Просто потому что пришла в католический храм еще до войны, ей предложили креститься и она крестилась, а потом осталась всю жизнь верной своему крещению. И я её в этом отношении поддерживал, хотя она, конечно, человек совершенно русский и совершенно православный по духу. Но она вместила всю западную традицию, объединив её в себе с православной.
Она отошла ко Господу в эти дни Преображения – и надо сказать, что она была человеком удивительного света. Я вспоминаю, как встречал в Москве Сергея Сергеевича – иногда просто на улицах, иногда в храмах – и Ирина Ивановна Софроницкая была с ним чаще всех, чаще, чем супруга. И первое впечатление от всей их компании – и от Сергея Сергеевича, и от Ирины Ивановны – это незабываемый свет. И я уверен, что Преображение бывает не только у тех, кто с утра до ночи повторяет Иисусову молитву, оно может совершаться какими-то другими путями, этот Божественный фаворский свет может сходить как-то иначе. Иногда – и это для нас важно сейчас – и в каком-то культурном, социальном действии, семейном и дружеском общении. Есть удивительная готовность русского человека находить этот путь общения во свете, не отказываясь от самого себя, от каких-то своих личных качеств и характеристик.
Вечная память нашей сестре во Христе Ирине!
Ирина Ивановна Софроницкая (урожденная Тучинская) родилась в 1920 году. Жена астронома, математика и педагога Александра Владимировича Софроницкого (1921–1995), сына известного пианиста Владимира Владимировича Софроницкого, внука композитора Скрябина.
С 1940 года стала посещать храм Св. Людовика и тайно приняла крещение в католичестве. В 1943-м поступила на исторический факультет МГУ. В январе 1949 была арестована по обвинению «в шпионской деятельности в пользу Ватикана» (по некоторым свидетельством причиной ареста стала ее молитва об освобождении страны от Сталина), приговорена по статье 58 и 121 статьям к 25 годам лагерей. В 1954 году после смерти Сталина была оправдана по 58 статье «за недоказанностью обвинения», дело прекращено, а срок наказания по 121 статье был снижен до 3 лет.
Работала научным сотрудником и хранителем фондов Музея Александра Скрябина.