30 сентября в рамках конференции «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»: общность, общение, община в современном мире» состоялся семинар "Кризис приходской общины и пути выхода из него".
Семинар проводился силами четырёх московских малых православных братств, входящих в Преображенское содружество. В обсуждении присутствовали около 100 человек, в том числе православные священники из России, Румынии, Франции.
Первый же доклад, представивший краткий, но очень содержательный анализ дискуссии, состоявшейся в Русской церкви накануне и во время Поместного Собора 1917-1918 гг., вызвал горячий отклик собравшихся, в т.ч. многих священнослужителей. Анализ отзывов епархиальных архиереев, документов Предсоборного присутствия, решений самого Собора относительно приходского устройства недвусмысленно показывает, что кризис прихода - не новейшее явление. Все без исключения участники Собора 1917-1918 гг. признавали глубокое несовершенство уже тогдашней приходской ситуации и предлагали различные пути выхода из неё. К сожалению, почти все эти решения имели несколько абстрактный характер, мало согласующийся с жизнью, и представляли собой попытки лишь так или иначе "подновить" существующее положение дел, ничего не меняя по существу. Последующий ход событий в стране и церкви недвусмысленно показал это: ни одно из решений Собора, касающихся прихода, не было воплощено в жизнь - и причиной тому не только разразившиеся практически сразу после прихода большевиков к власти жесточайшие гонения на церковь. Тем не менее деяния Собора 1917-1918 гг., в том числе приходской устав, принятый на нём, не утратили своего значения до сего дня. Современная приходская жизнь остро нуждается в такой канонической норме - пусть даже в чем-то и несовершенной. Об этом с горечью говорили многие священнослужители. В их выступлениях отмечалось, сколь многое в характере и самом качестве приходской жизни сегодня зависит от привходящего "слишком человеческого" фактора: от того, насколько хорош или плох епископ, или настоятель прихода; или насколько ревностны (или, наоборот, равнодушны) прихожане. Порой лишь одно из этих звеньев может совершенно расстроить жизнь прихода, ввергая в уныние и тех немногих, кто всё-таки что-то пытается делать.
Участники семинара отметили важность нового опыта церковной жизни, родившегося в первые десятилетия XX века как органичная духовная реакция на коренное изменение внешних условий церковной жизни (крушение православной империи, самостоятельное по отношению к государству существование, ситуация открытых гонений). Новомученики и исповедники: общины и братства оо. Алексия и Сергия Мечёвых в Москве, о. Иоанна Егорова в Петрограде, о. Анатолия Жураковского в Киеве, общины под окормлением еп. Макария Опоцкого в Новгороде, Крестовоздвиженское трудовое братство Николая Неплюева и многие другие приоткрыли новый, но одновременно глубоко традиционный для церкви опыт общинно-братской жизни, с помощью которого можно обретать реальный выход из сложившегося кризиса. Члены Преображенского братства поделились и некоторыми важными свидетельствами о своём опыте общинно-братской жизни в современных условиях.
Семинар вызвал неподдельный живой интерес всех собравшихся и завершился уже ближе к полуночи - никто не хотел расходиться. В заключение было отмечено, что кризис не является уникальной ситуацией для церкви - это её нормальный модус существования в истории - в мире сем и одновременно не от мира сего. Несмотря на любые трудности и нестроения, Христос всегда даёт надежду собирающимся ради Него и вокруг Него людям, желающим послужить Ему и Его Церкви. И один из залогов этой надежды - само данное собрание, в котором возможен такой открытый и доверительный разговор (о. Василий Михок из Румынии отметил, что ему никогда раньше не приходилось обсуждать такие внутренние "священнические" вопросы среди мирян). Хотя приходское устройство (в существующем виде) и принадлежит целиком константиновской эпохе, сходящей с исторической сцены, в церкви не может быть никаких революций. Пока приход так или иначе существует - нельзя его разрушать, более того, его надо поддерживать. Нужно возвращаться к канонической норме прихода, хотя бы в виде, достигнутом Собором 1917-1918 гг. Однако при этом надо осознавать все принципиальные неустранимые "родовые" недостатки приходского устройства, терпеливо и с надеждой подготавливая рождение (или возрождение) и новых форм церковной жизни.