Правящему архиерею сослужили клирик Нарвской епархии протоиерей Иаков Метсалу, клирики Нарвского Воскресенского собора иерей Дмитрий Павлов, старший диакон Алексий Смирнов и иеродиакон Алексий (Вишневский).
После чтения Евангелия владыка Лазарь обратился к молящимся с проповедью, в которой объяснил, почему же апостол Иаков удостоился чести называться братом Господним и праведным, о его мученической кончине. В завершении проповеди архипастырь сказал: «Сегодня мы призываем апостола Иакова, дабы его святыми молитвами укрепил Господь наши духовные и телесные силы, дабы распространилась Церковь Христова в народе, дабы познали истину Божию все те, кто еще находится в тени и сени смертной, во власти греха и диавола. Об этом будем молиться во время Литургии апостолу Иакову и просить его - за себя и за весь христианский мир».
По окончании Литургии владыка Лазарь сердечно поздравил собравшихся в храме с праздником - памятью апостола Иакова, брата Господня, причастников - с принятием Божественных Тела и Крови Господних. Правящий архиерей рассказал об особенностях Литургии апостола Иакова. Архипастырь также высказал теплые слова в связи с Днем Ангела, который отмечает священник Иаков Метсалу: «В сегодняшний день мы сердечно поздравляем тезоименитого отца Иакова с днем его небесного покровителя. Отец Иаков является клириком нашей епархии. Мы знаем, отец Иаков, многие труды, которые Вы приложили в становлении церковной жизни в Валге и других местах. Вы являетесь священнослужителем честным, откровенным тружеником на Ниве Христовой, отдаете полностью себя в деле просвещения своих прихожан в вере Христовой. Очень рады, что сегодня Вы сослужили нашей мерности на древней Литургии, совершаемой крайне редко. Мы желаем Вам от Господа Бога, от небесного покровителя Вашего - апостола Иакова, брата Господня - душевного спасения, телесного здравия. Для Вас сегодняшний день - день пасхальный, радостный, потому что празднуется память вашего небесного покровителя. Пусть Господь укрепляет Вас в нелегком деле пастырского служения».
Отцу Иакову правящий архиерей преподнес в дар священническое облачение. Далее владыка Лазарь продолжал свое слово, напомним о сложности священнического труда. «Ранее мама с самого детства воспитывала дитя в традициях веры. Потому что мать воспитывали так ее родители. Эти традиции бережно сохранялись, иконы передавались из поколения в поколение. Если жива традиция, то и народ живой. Нет традиции - нет нации. И сейчас, после страшного безбожного коммунистического периода, священникам надо напоминать людям о том, что они - внуки и правнуки тех, кто строил храмы, кто благочестиво жил, кто не смирялся с безбожной большевистской властью. В каторгах, в ссылках, в заточениях погибли миллионы, «вина» которых была в том, что они сохранили верность христианству».
«Многие говорят, что в советское время было хорошо, потому что они помнят не 37-й год, сталинские времена, а 70-е, 80-е годы, когда образование было на хорошем уровне, медицина была хорошая. Нельзя сказать, что все было плохо, потому что нельзя сказать, что весь народ был плохой. Народ был очень хороший, трудолюбивый. Но вектор народу был дан неправильный, ложный и все это быстро обрушилось. А то, что дает Христос Спаситель - этот вектор уже существует две тысячи лет. И будет существовать и народ будет идти по этому пути до последнего судного дня. Один полководец сказал - все империи мира созданы на крови и костях человеческих. Только Иисус Христос создал Свою империю на любви и любовь непобедима. И вот эту любовь Христа пастыри должны нести в народ. Народ отвык от любви, народ не знает, что такое любовь, что такое глубочайшее уважение к своим родителям, уважение к преподавателям, уважение к градоначальникам, уважение друг к другу, помощь друг другу - это все искореняется в сердце человеческом».
«А если нет любви», - продолжил далее архипастырь, - «...то нет и веры, потому что вера христианская зиждется только на любви. Пусть бабушка, пусть мужчина или женщина постится и молится, и поклоны кладет, но если они с гневом одергивают человека, с гневом поправляют человека или не оказывают милость - пусть не обманываются, потому что христианская вера - это вера, основанная на любви».
Литургия святого апостола Иакова - брата Господня и первого епископа Иерусалимской Церкви - древнейшая. Это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рожденное в ее колыбели - Иерусалимской христианской первообщине. Безусловно, совершение Литургии святого апостола Иакова - это дань памяти тем, кто стоял у истоков христианского богослужения, это живая связь с ними.
Человека, в первый раз оказавшегося на таком богослужении, поражает сразу буквально все: обстановка, возгласы священников, особенности совершения входов, молитвы и пение хора. Особенно же необычна та часть Литургии оглашенных, когда после Малого входа священники, сидя лицом к народу, читают и слушают Священное Писание. Многое в этом богослужении может показаться удивительным. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся; чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета; незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений: "Гори будем иметь ум и сердца" или "Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся". Это богослужение, сохранившее структуру древних литургий, несколько отличается от чинопоследований поздних литургий византийского типа, к каким относятся привычные для нас литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Особенным для данной Литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми. Происходит это так: архиерей (или священник) исходит из алтаря на амвон, держа в руках дискос с Телом Христовым, диакон выносит потир со Святою Кровью.
Выразительность молитвословий Литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.