В Гомельской епархии состоялся крестный ход и литургия на месте бывшего Макариевского монастыря

15 мая 2018
В 20-х годах XX века монастырь стал своеобразным антиобновленческим центром
Крестный ход в Гомельской епархии

Крестный ход и литургия прошли недалеко от г. Добруш, в двадцати километрах от Гомеля 12 мая, в преддверии памяти священномученика Макария, епископа Киевского (1497+). Уже второй раз совершается этот епархиальный день памяти, который соединяет в общем пространстве служения духовенство, монашествующих и мирян, небесного покровителя бывшей обители и тех, кто подвизался здесь и служил во время гонений, не оставляя попечения о пастве. Несмотря на только утверждающуюся традицию, впечатлило количество духовенства – казалось съехались все клирики из самых отдалённых приходов. Божественная Литургия проходила в кругу вековых монастырских лип, единственных оставшихся свидетелей давней монастырской жизни. Казалось, здесь определился особый архитектурно-природный чин Евхаристии, поразительно соединивший архиерейское богослужение, память о усопших (за «горним местом» ограда скромного деревенского, бывшего монастырского кладбища), некую особую ландшафтную величину, позволяющую ощутить себя частью большого родного пространства, историческую преемственность, как высшую правду о прошлом. Казалось, кроме Евхаристии, нет иного назначения у этого участка местности. Даже шум поезда (здесь проходит участок Полесской железной дороги) только прибавлял ощущения подлинности происходящего.

Идея проведения этого дня памяти принадлежит правящему архиерею Гомельской епархии архиепископу Стефану и представителям Церковно-исторической комиссии, которые ряд лет занимались исследованием истории монастыря и судеб насельниц обители. Среди членов Церковно-исторической комиссии – члены Софийской общины, входящей в Преображенское братство.

По преданию, первая духовная общность возникла тут в начале XVIII в., когда на берегу реки Хоропути основал скит беглый инок Иосаф из Московии. Вскоре он стал одним из духовных центров местного старообрядческого мира. В начале XIX в. монастырь стал единоверческим, но уже к концу XIX в. захирел и реорганизовался как Макариевский женский в начале XX века. Возрождение монастыря в это время связывают с именем отца Феодосия (Мельниченко), который привлекал людей своей подвижнической жизнью. Святыней монастыря был образ Казанской Божьей Матери старообрядческого письма, для которой был сооружён одноименный храм. Далее всё шло по общеисторическому сценарию. Советская власть долго издевалась над монашеской общиной прежде чем закрыть монастырь и разогнать насельниц. В 20-х годах XX века монастырь стал своеобразным антиобновленческим центром, где игуменом Феодосием принимались для покаяния священники, возвращавшиеся в лоно Церкви. После своего закрытия община не исчезла, но перешла на нелегальное положение. Костяк общины из четырёх сестёр собрался вокруг отца-архимандрита и несколько раз менял место жительства, поддерживая связь с другими сёстрами, жившими в близлежащих населённых пунктах. Ныне в Добруше ещё стоит дом, построенный сразу после войны монахинями, где они жили и после смерти архимандрита в 1948 г., до 1970-х.

После службы владыка Стефан совершил чин освящения поклонного креста на месте Казанского храма, от которого осталась лишь часть стены и кучи битого кирпича. В своём слове владыка Стефан отметил, что запустение, в котором ныне пребывает некогда цветущая обитель – дело рук тех, кто когда-то ходил в неё молиться. Нетвёрдая вера и человеческие разделения порождают бунт против Церкви. Однако, Церковь – это не стены, которые всегда можно разрушить, но единство во Христе верных и любящих людей. Если будет эта любовь между двумя-тремя христианами, то Христос несомненно будет пребывать посреди них. Владыка призвал собираться вокруг Чаши Христовой и не забывать тех, кто своим подвижническим трудом утверждал Православие во время гонений и смут.

Зримым образом преемственности поколений верующих стала та самая монастырская святыня – икона Богородицы Казанской, сохранённая келейной общиной игумена Феодосия и ныне находящаяся в Свято-Никольском храме г. Добруша. Несомненно, что подобные памятные дни, освящённые литургическим действием станут собирающим звеном по возрождению православного церковного сознания в народе и общества в целом.

Поклонный крест
Поклонный крест
Андрей Скидан
загрузить еще