24 сентября в Гуманитарном университете (Екатеринбург) прошла конференция «Служение Богу и человеку в опыте исповедников веры XX века», организованная Свято-Екатерининским малым православным братством в рамках ХХI международной конференции Преображенского братства «Служение Богу и человеку в современном мире».
Конференция, посвященная опыту исповедников веры, собрала как людей церковных, священников и мирян, так и людей светских, в том числе профессоров и преподавателей вузов, а также музейных работников.
Открыл конференцию прот. Павел Адельгейм, клирик Псковской епархии, автор книг «Догмат о Церкви в канонах и практике», «Своими глазами», «Реанимация церковного суда». В своем докладе «Путь к Богу как служение» он отметил, что, посвящая себя Богу, христианин обретает Бога в себе, в своем сердце, в своей совести. Отец Павел рассказал о примерах такого целожизненного служения Богу и человеку – о владыке Ермогене (Голубеве) и о «светильнике веры» архимандрите Борисе (Холчеве). Как подчеркнул выступавший, долгие годы заключения утвердили владыку Ермогена в вере, и о нем осталась память как о строителе Церкви Христовой и борце за достоинство церкви. По свидетельству о. Павла, в жизни о. Бориса определяющими были три вещи – непрерывный молитвенный подвиг, живая проповедь и постоянное общение с людьми. «Путь земной кончается всегда по-разному, – заключил докладчик, – если Бог будет Попутчиком, дорога приведет в жизнь вечную, другие дороги ведут в тупик».
Доклад Владимира Иванова, выпускника Свято-Филаретовского института, бакалавра богословия «О служении в опыте еп. Макария (Опоцкого)» был посвящен «программе Божьего дела на земле» еп. Макария. Сам о. Николай, будущий еп. Макарий, видел исповедание своей христианской веры в непосредственном воплощении евангельского идеала – собирании людей в общины и братства, строительстве совместной целостной жизни во Христе. Он видел в своей пастырской деятельности ответ на вызов того смутного времени, как возможный путь объединения ожесточившихся людей, «достойнейших печальников матушки Руси». Докладчик отметил, что «вопреки существующему мнению о том, что евангельская жизнь невозможна для жизненного воплощения, что это несовместимый с реальностью идеал, ни одна из общин Макария (Опоцкого) не разрушилась сама по себе».
В докладе бакалавра богословия Евгении Парфеновой о жизни и жертвенном служении матери Марии (Скобцовой), рефреном звучала мысль о том, что истинным свидетельством христианской веры является служение милосердия: «Настоящее служение требует полного истощения и раздачи себя людям – кеносиса по образу самого Христа». В жизни матери Марии воплощались принципы милосердного служения человеку: уметь ставить себя на место другого человека; не допускать праздного любопытства по отношению к чужим переживаниям; избегать двух крайностей – «с одной стороны мерить человека меркой все нивелирующей доктрины, рассекая его живую и больную душу; с другой – сентиментального принятия во что бы то ни стало всего человека». В постоянной заботе о людях и их нуждах она чувствовала себя «орудием в Божьих руках».
В завершении первой части конференции прозвучал доклад Олега Глаголева, председателя Свято-Екатерининского малого православного братства «К 20-летию оглашения в Екатеринбурге. Современная катехизация как наследие новомучеников и исповедников Российских». «XX век отмечен возрождением в Церкви древнего института катехизации. В нашей Церкви это возрождение связано с именем известного священника Георгия Кочеткова, ректора СФИ и духовного попечителя Преображенского братства, – начал докладчик, – и мой доклад посвящен связи нашего оглашения с церковной традицией, в том числе с опытом новомучеников и исповедников Российских... Традиции не просто как копирования форм церковной жизни и норм поведения, но как потока той самой жизни Христовой, веры апостольской и отеческой, ее духа и смысла». Рассматривая примеры из жизни и из сохранившихся трудов новомучеников и исповедников российских, докладчик показал, как этот опыт вошел в практику оглашения, проводимого в разных городах и епархиях Русской церкви катехизаторами Преображенского братства.
Во второй части конференции прошла работа по секциям «Жизнь по совести, как служение» и «Вера, как подвиг». Подводя итоги секций, участники конференции говорили о том, что человек призывается Богом к целожизненному служению. Подвиг веры – всегда творчество, мобильность, инициативность, открытость к действию Духа Божьего в жизни, открытость сердца к страданию мира, готовность к риску и дерзновение. Подвиг веры всегда приводит человека к служению, а максима этого служения – крест, к которому призывает Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).