В чем радость брачной жизни

Проповедь священника Георгия Кочеткова после воскресной Вечерни в канун дня памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, 17 сентября 2016 года
Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские. XVI в.
Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские. XVI в.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня по церковному календарю празднуется праздник святых Петра и Февронии, князей, которые в наше время считаются покровителями семьи, семейного счастья, чуть ли не его гарантами. Иногда вокруг этого праздника пытаются развернуть целую кампанию. Но тем не менее вопрос о семейном счастье не праздный. Всегда, когда мы встречаемся с семейным несчастьем, нас это задевает и мы стараемся помочь людям от такого несчастья уйти и, насколько возможно, этого счастья достигнуть. Таким образом, наша совесть и наша вера не только помогают нам сочувствовать тем, кто попал в какие-то житейские передряги и, может быть, потерял внутреннее единство, а то и любовь в семье, но они прямо свидетельствует и о том, что так не должно быть.

И действительно, Господь дал людям возможность обретать в семьях какую-то новую степень единства. Единство перед лицом Господним – дело великое и святое, но основой для единства могут быть разные вещи. Хорошо, если это вещи высшие: дар благодати Святого Духа — общая харизма. И когда это полностью заполняет сердце человека, то за него можно радоваться: он находится в полном единстве с собою, с Богом в своей совести и со всеми ближними.

Но часто так не происходит или к этому нужно очень серьезно готовиться и долго идти. И тогда Господь посылает людям много других возможностей для единения, для преодоления своего эгоизма, своей индивидуализированности, оторванности друг от друга, может быть, даже своей природной враждебности, недоброжелательности по отношению к другим. К сожалению, этот «инстинкт» очень часто присутствует в людях независимо от их воли. И непонятно, откуда он берется, когда мы видим, что люди отталкиваются друг от друга, что им трудно находиться в единстве, что любое несогласие с ними вызывает у них обиду, раздражение, иногда гнев и даже злобу, а то и ненависть. И все, что связано с такого рода индивидуализацией, разделением в человеческой жизни, требует уврачевания, требует духовного восполнения, потому что все это, конечно, от недостатка силы духа, силы благодати, Божьей любви.

Но Господь устроил все премудро. В человека вложена способность любить и откликаться как на Божью любовь, так и на любовь человеческую, а иногда и дарить другим людям свою любовь, простую человеческую любовь, любовь восходящую, а не нисходящую. И когда люди сходятся для общения брака, то они тоже могут проявить единство, любовь, свое стремление к высшему и большему. И разве может это не вызвать сочувствия и поддержки у всякого нормального человека, особенно если он христианин, если он положил в основу своей жизни образец любви Христовой, любви жертвенной, всегда требующей самопожертвования!

Но ведь и брак требует самопожертвования. Уже много писалось и говорилось о том, что чин венчания не случайно содержит обертоны прославления мученичества, и даже сами брачные венцы, «венцы славы» (1 Пет 5:4) напоминают венцы мученические. Сейчас об этом редко говорят, или, может быть, мне так не везет – я в последнее время нигде этого не вижу и не слышу. Может быть, наше время мало благоприятствует прославлению мученического подвига, мученической любви. Брак, конечно, всегда мученичество. Брак всегда требует большой степени самопожертвования, и радость брачной жизни, безусловно, связана и с этой способностью бескорыстно себя отдавать, иногда в большой степени по причинам внешней необходимости, а иногда без таковых. Мы привыкли думать, что мученические венцы – это что-то далекое от земного жизнеустроения, тем более от счастья семейной жизни. Но на самом деле церковь привыкла исповедовать другое. И, конечно, излишняя романтизация семейной жизни часто обманывает человека, человек обманывается этим, он хочет, чтобы все в жизни было хорошо, и забывает, что в мире, который лежит во зле, все хорошо быть не может – разве что человек не захочет видеть реальности своей жизни, не захочет идти вперед и вверх, то есть делать то, что должен делать всякий христианин всегда и везде.

Известно, что рождение и воспитание в вере Христовой детей тоже требует большого самопожертвования, и далеко не каждой семье удается увидеть это счастье. К сожалению, в наше время излишне романтическое, эгоистическое отношение к семье, к своей семейной жизни, к своему семейному счастью часто приводит к тому, что и дети оказываются вне Христовой любви, вне церковных стен, вне возможности несения своего радостнотворного креста. Хотя наша вера, кажется, более всего должна была бы их обратить в эту сторону.

Кто спорит, венцы мученичества могут принадлежать и несемейным, небрачным людям. Но они могут принадлежать и брачным людям – как изнутри опыта самого брака, так и по причинам столкновений с внешним миром, враждующим против всякой любви. Любовь земная и любовь небесная не находятся в простом соотношении, только лишь как любовь восходящая и нисходящая. Между ними существуют сложные взаимоотношения, иногда противоречия, иногда даже необходимость выбирать или одно, или другое. И, к сожалению, люди часто этого не знают, не чувствуют, не понимают, и поэтому не готовы к выбору между любовью и Любовью, так же, как не готовы к выбору между любовью и свободой. Да, в Царстве Небесном нельзя себе представить выбора между Любовью и Свободой, между любовью нисходящей и восходящей, т.е. между любовью милосердной, каритативной и творческой, личностной. Однако на земле это вещь обычная и очень часто встречающаяся.

Когда мы видим исход жизни людей, которые обрели семейное счастье и при этом не потеряли любви Христовой, которые обрели мудрость жизни в этом мире не за счет большего и важнейшего, мы всегда благодарим Бога. Нечасто мы встречаемся с примерами христианских семей. Нередко даже семьи, состоящие целиком из христиан, нельзя назвать христианскими. Однако мы все равно продолжаем инстинктивно, интуитивно стремиться к тому, чтобы таких браков и семей было больше. Если уж Господь дает одним жить в браке, другим не в браке, каждый должен исполнять свое призвание, нельзя искажать его ни в одну, ни в другую сторону. Нельзя ни просто идти путями мира сего и во что бы то ни стало заводить себе семью только потому, что так принято большинством обычного, простого народа, ни лишать себя семейной жизни по корыстным и эгоистическим мотивам.

И нам очень важно помнить, что Господь каждому дает те дарования, которые более всего подходят именно его внутреннему расположению или, можно сказать, природе человека, его характеру и личностному призванию.

Будем, дорогие братья и сестры, верными Богу во всех случаях. Будем стремиться к счастью не просто эмоциональному, чувственному, а к счастью, которое приходит вместе с плодами любви, духа и свободы. Этому может способствовать жизнь семейная. И действительно, когда мы видим кончину жизни людей, которые счастливо провели свою жизнь, преодолев все дурное, мы этому радуемся и этим восхищаемся. А если мы видим нечто другое, когда человек взялся отвечать за других, самых близких, и этого не смог понести, то это, конечно, всегда печально и даже, может быть, горестно.

Пусть же, дорогие братья и сестры, в христианской среде, в нашей среде, тем более в братской, общинной среде, будет больше глубокого проникновения в тайну семейного счастья, тайну понимания того, как соединять семью духовную с семьей родовой, семьей по плоти! И пусть каждый из нас никогда не делает ошибок на этом пути! Святые Петр и Феврония как раз и были такими людьми, которые прожили жизнь в любви, жизнь непростую, и оказались до конца верными друг другу, и поэтому мы точно знаем, что они не могли предать и любви Божьей. Пусть же, дорогие братья и сестры, никакие мифы и романтические представления не сбивают нас, пусть каждый из нас обретает то счастье, которое даровал ему Господь, как на земле, так и в Царстве Небесном!

Аминь.
конец!