4 марта в библиотеке Никольского кафедрального собора города Камышина состоялась презентация двух книг: «Избранные молитвы из наследия братства епископа Макария (Опоцкого)» и сборник статей священника Николая Опоцкого (с 1922 года – епископа Макария) «Идеальная община и путь к ее восстановлению», изданных Культурно-просветительским фондом «Преображение».
Книги представила Ольга Филиппова, член малого православного Покровского братства и сотрудник Музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение». Организовали презентацию камышане – члены малого братства Во имя новомучеников и исповедников Российских.
1 февраля 1918 года, сто лет назад, только что избранный патриарх Тихон опубликовал послание, в котором призывал пастырей церкви в ответ на агрессию большевистской власти «не медля ни одного часа устроять духовные союзы, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Призыв патриарха был услышан и по всей стране стали создаваться православные общины, братства и сестричества. Прихожане Никольского кафедрального собора услышали рассказ о таких братствах, основанных исповедником веры епископом Макарием (Опоцким).
Ольга Филиппова рассказала об основных вехах биографии владыки Макария – знакомство с Н.Н. Неплюевым и его Крестовоздвиженским трудовым братством, служба приходским священником в селе Велебицы Новгородской губернии, где отец Николай Опоцкий основал свое первое трудовое братство, епископская хиротония в 1922 году и письмо патриарху Тихону, в котором владыка просил благословения на служение епископа-катехизатора, братства, основанные в Череповце и Новгороде, аресты и ссылки.
Из письма епископа Макария (Опоцкого) патриарху Тихону, 7 марта 1924: «Считаю священным своим долгом быть откровенным пред Вами, посему еще раз хочу исповедать пред Вами свою заветную думу послужить нашей русской православной церкви и родному народу в звании епископа‑катехизатора и организатора христианских кружков ревнителей церковной жизни по завету Христовой любви даже до крови».
Братства, основанные епископом Макарием, разделили судьбу многих православных братств: на братчиков обрушились гонения советской власти. Но ничто и никто не могли заставить их отречься от Христа и Церкви – ни предательство и доносы, ни аресты, ни ссылки, ни расстрелы. Даже находясь в ссылке в разных городах, члены братства сохраняли общение и деятельно помогали друг другу.
Рассказ о братствах дополнился отрывками из видеоинтервью Екатерины Ивановны Пикиной – недавно почившей последней духовной дочери владыки, сохранившей архив братства. Она попала в братство епископа Макария (Опоцкого) маленьким ребенком вместе с овдовевшим отцом и двумя сестрами в конце 1920-х годов. После расстрела отца в 1937 году вместе с сестрами они воспитывались в братстве, где она обрела подлинную веру и радость общей жизни во Христе. «Цените братскую жизнь – она вам понравится», – сказала в интервью Екатерина Ивановна. И добавила: «Конечно, если вы не рассчитываете только брать. В братстве надо отдавать всё – и тогда обретешь стократ больше». За этими словами стоит её собственный духовный опыт.Наталья Адаменко
Для справки
Николай Михайлович Опоцкий, впоследствии – епископ Череповецкий Макарий, родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел.
Окончил Белозерское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию по второму разряду. По окончании семинарии 14 сентября 1895 г. был назначен учителем Юрьевской школы грамоты Старорусского уезда. Уже через год, 6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. Вскоре, 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.
Был женат и имел трех дочерей, в 1902 году овдовел.
По благословению епископа Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора Московской Духовной академии, отучился в МДА и окончил академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.
Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.
После окончания академии отец Николай вернулся в Новгородскую губернию. 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.
С 18 мая 1910 г. Отец Николай состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ. В октябре 1918 г. на заседании епархиального Миссионерского совета отец Николай был избран на должность противосектантского миссионера Новгородской епархии.
В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, после чего четыре месяца находился в послушании игумена Макарьевской пустыни Кирилла (Васильева). Затем митрополит Арсений назначил отца Макария (Опоцкого) делопроизводителем своей канцелярии, а 17 апреля 1922 г. возвел в сан архимандрита. Вскоре должна была состояться епископская хиротония архимандрита Макария, так как митрополит предполагал определить его викарием в один из уездов Новгородской епархии. Однако сделать это владыка Арсений не успел: в июне он был вызван в Московское ГПУ и там арестован. В Новгород он уже не вернулся, передав епархию во временное управление своему викарию – епископу Крестецкому Серафиму (Велицкому). Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.
Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. Испросив двухмесячный отпуск, он уехал в Крестовоздвиженское трудовое братство. Сначала ВЦУ пробовало назначить епископа Макария управляющим Харьковской епархией, затем требовало его возвращения к месту назначения в Новгород. Однако владыка Макарий был непреклонен в своем решении и письменно отказывался от этих назначений. Реакция последовала незамедлительно: 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.
В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. Одновременно владыка Макарий сообщил в прошении, что хотел бы создать в Новгороде кружок ревнителей христианского просвещения. В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество.
В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к трехлетнему заключению в концлагере.
Летом 1926 г., после окончания следствия и вынесения приговора, епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 05.12.1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.
В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. Вокруг него сразу стали собираться люди. Некоторые духовные чада, узнав, что он освободился из лагеря, приехали к нему из Череповца. Так сложился круг людей, из которого в этом же 1928 г. родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.
Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.
После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.
15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом.