В Туле, в галерее «Ясная Поляна» открылась выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке». За последние годы она объехала практически пол-России. Побывала в Москве и Екатеринбурге и Томске, Архангельске, Твери, других больших и малых городах. И практически везде первоначальный вариант рассказа о пострадавших за веру уральцах дополнялся своими, местными историями.
Менялся и состав устроителей, теперь среди авторов масштабного проекта не только Преображенское братство, Культурно-просветительский фонд «Преображение», Екатеринбургская православная духовная семинария и Свердловский областной краеведческий музей, но и Тульское областное общество «Мемориал», музей-усадьба «Ясная Поляна».
Состав экспозиции тоже значительно обновился. Туляки увидели не только документы, фотографии из уральских архивов и частных собраний, но и личные вещи, письма исповедников веры, связанных с тульской землей. Это новомученики еп. Онисим (Пылаев), еп. Никита (Прибытков), сщмч. Игнатий (Садковский), прот. Петр Павлушков. На открытии выставки собрались те, кому интересна эта тема и люди, знавшие тульских «неперемолотых» – прот. Ростислава Лозинского, о. Иоанна Конюхова, о. Иоанна Покровского, Наталью Александровну и Веру Тимофеевну Верховцевых.
Настоятель храма свв. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в поселке Петелино Ленинского района прот. Иоанн Суворов рассказал о своем опыте общения с людьми, прошедшими через ГУЛАГ, но сохранившими веру и любовь к Богу и ближним:
– В середине восьмидесятых, в Омске, мне часто приходилось возить в собор на службу старую монахиню Анастасию, которая прошла через северные лагеря. Я до сих пор помню ее слова: «Господь посылает испытания, но Он же и утешает».
Председатель тульского общества «Мемориал» Сергей Щеглов представил второе издание книги «Павел и Клавдия». Это дневники и письма жены репрессированного священника Павла Устинова, сохраненные его внуками, которые тоже приехали на открытие выставки.
– Не в каждой семье люди решались беречь и передавать такие документы, а потомки Павла и Клавдии хранили наследие своих близких и издали на свои средства книгу, – отметил Сергей Львович.
Первую экскурсию по выставке провел Константин Обозный, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ, кандидат исторических наук. Он рассказал о том, что христианство было одним из главных врагов советской власти:
– Начиная с 1917 года, епископское служение понималось как кратчайший путь на Голгофу. Будущий Местоблюститель патриаршего престола митр. Петр (Полянский), тогда Петр Федорович, приняв в 1920 году предложение о хиротонии, придя домой, сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу себе тем смертный приговор».
На планшетах были представлены фотографии, документы, в витринах – подлинные предметы – от материалов следственных дел до самодельных елочных игрушек, семейные иконы и чемодан спецпереселенца, детали облачения и богослужебной утвари, рукописные акафисты и молитвословы, прошедшие через лагеря и ссылки вместе со своими несломленными хозяевами.
Экскурсия закончилась чаепитием и общением гостей, заинтересованных в продолжении разговора об истории нашей страны и нашей церкви в ХХ веке.
Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, доцент, член Государственного геральдического Совета при Президенте Российской Федерации:
– Эта тема может оказаться модной, а значит – обреченной на поверхностность. Документы публикуются и дальше будут публиковаться, но интерес останется исключительно историческим. А нам важно, чтобы происходило прикосновение к живому церковному опыту.
Духовный опыт, в отличие от исторического, требует действия. Человек, к нему причастный, не изучает, а меняет свою собственную жизнь. В лагерях жизнь христиан становилась единой – там стирались конфессиональные, иерархические границы, единственным Главой всех верующих был Христос. Для нас, современных христиан, это очень важно. Сейчас катастрофически не хватает веры в Церковь как Народ Божий…
Один из главных признаков антропологической катастрофы – человек стал не интересен. Он – функция, а не уникальная личность, образ и подобие Божие. И этот подход проникает в церковные структуры. А у новомучеников мы находим совсем иное. Отец Таврион (Батозский) провел в ссылках и лагерях почти тридцать лет, прошел через страшные испытания, но сохранил свободу, открытость и любовь к людям. Вообще, новомученики поняли что-то важное о человеке, наблюдая за своими гонителями. Человечность невозможно сохранить, если ты не стараешься простить своих врагов, увидеть в них Христа. Новомученикам это удалось…
Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ:
– «Неперемолотые» следуют по России, они побывали уже во многих городах. И практически везде уральская часть дополняется местными материалами. И это вызывает у людей сильный отклик, будит память, делает восприятие живым. Наши современники начинают понимать, что опыт сопротивления режиму, уничтожавшему веру, был везде. Я водил экскурсии по этой выставке в Пскове и Туле, читал лекции по истории русской церкви в ХХ веке, и часто видел в глазах молодых людей настоящее потрясение. Это не сентиментальность, а отклик на подлинное. Ситуация сейчас такая, что среди молодежи есть те, кто вовсе не представляет себе нашей истории, немало таких, которые что-то слышали, и практически нет людей, сердца которых коснулись события первой половины прошлого века. А потому все чаще и в церкви, и в обществе раздаются голоса о созидательной роли Сталина, о важности «нового курса», возникшего в 1943-м году. И мало кто готов всерьез думать о том, какими должны быть отношения церкви и государства. Опыт новомучеников содержит ответ на этот вопрос. Внимательно изучая историю, видишь, как отдельные люди отвечали на соблазн сближения церкви и власти, как раскаивались те, кто решились на сотрудничество. Большевики добивались своих целей, но обещаний не выполняли. Невозможность компромисса со злом – один из важных выводов «Неперемолотых».
Мария Патрушева, куратор проекта «Неперемолотые» в Туле:
– Мне показалось важным, что в Туле удалось рассказать о Церкви в Ее полноте – как о Народе Божьем. Здесь есть истории епископов, священников, монахов, мирян. И даже заметка о простой доярке, ударнице труда, которая в безбожные годы сохранила веру в своей семье. Интересен рассказ о белевских епископах, в годы гонений создавших в этом маленьком городе большую церковную общину. Люди вместе, поддерживая своих пастырей и друг друга, прошли крестный путь.
Для многих, думаю, откровением станет рассказ об отце Иоанне Конюхове – священнике храма св. Двенадцати апостолов, которого многие еще помнят. Но мало кто знает, что в молодости он был актером, учился в театральной студии в Москве, общался с Яхонтовым, а потом, на Колыме, создал самодеятельный театр, где играл вместе с Георгием Жженовым. Для христиан всегда был важным вопрос об отношениях церкви и культуры, о. Иоанн нашел свой ответ. В своих воспоминаниях он цитировал слова Комиссаржевской, которая мечтала создать театр, где люди через искусство приходили бы к Богу. Безусловно, для нас значим этот опыт свободы, творчества, верности призванию.
Юлия Ильинична Бабич, тульская пенсионерка:
– Я родилась в страшном 1937 году, а в 11-12 лет уже все видела, многое понимала. Помню, после смерти Сталина пришла в школу и очень удивилась – учителя плакали. А я думала: «Надо же, взрослые люди…» Думаю, мне повезло, что Сталин тогда умер, я бы точно села, не смогла бы молчать… В семье напрямую о репрессиях не говорили, боялись, но я знала, что мой отец – переселенец с Украины. Там у семьи был свой дом, хозяйство. Когда началась кампания по борьбе с кулаками, его родители собрались и поехали куда подальше – пока рельсы были… Так семья моего отца оказалась на Дальнем Востоке.
Когда на открытии выставки я услышала слова «антропологическая катастрофа», поняла – это о нас. Только я всегда говорила о геноциде против собственного народа. Столько десятилетий самых работящих, честных, инициативных истребляли! Конечно, теперь остались ни с чем… Где мужчины, которые могут на себя брать ответственность? Одни женщины много не сделают.
Я всю жизнь работала инженером на оборонном производстве. Солженицын, «В круге первом» – это про нас. Когда в 94-м году увольнялась, давала расписку, что пять лет не буду общаться с иностранцами. Сейчас на пенсии, в «Мемориале» помогаю, а еще английский язык учу. Раньше-то нельзя было…