
О. Георгий Кочетков: Если говорить именно с христианской точки зрения, то уныние даже на день-два – это уже серьёзный «звонок», который должен заставить человека задуматься о том, что не всё благополучно в его духовной жизни. Уныние вообще находится, как известно, в списке смертных грехов. Конечно, при этом имеется в виду уныние как некое стабильное внутреннее состояние, которое не тождественно ни депрессии как психологическому состоянию, ни просто плохому настроению или, скажем, расстройству от какой-то неудачи. Уныние – это форма расслабленности. И не случайно некоторые святые отцы считали, что уныние вдохновляется бесом напрямую, что это есть бес в человеке, которого надо обязательно изгнать, для чего и предпринимались различные аскетические, молитвенные, литургические и прочие усилия. Конечно, коли это бес, то можно его запретить, то есть можно запретить ему действовать, запретить себе унывать. Вот депрессию запретить трудно: её надо как-то лечить, из неё надо как-то выходить, изменяя структуру своей души. А дух уныния запретить можно. Я в этом убеждался не однажды, когда люди действительно хотели избавиться от этого злого духа. Для того чтобы от него избавиться, надо, во-первых, понять, что это дух злой, а во-вторых – что он действует на других людей, и человек унывающий отвечает при этом не только за себя, но и за других, которых он тоже может спровоцировать на подобное духовное состояние.
Повторяю ещё раз: даже кратковременное уныние не может не быть разрушительным, поэтому бороться с духом уныния надо всегда, так же как и с духом гордыни. Ведь ни для кого не секрет, что дух уныния является оборотной стороной духа гордыни или, скажем, нечувствия своего духовного призвания – конкретного призвания конкретного человека. Это когда человек как бы теряет смысл своей жизни, духовный смысл своего призвания, или не видит в себе сил для его исполнения, не видит никаких возможностей, т.е. видит тупиковую ситуацию. Но тупики встречаются только в жизни неверующих людей. Если человек вдруг почувствовал какой-то духовный тупик, значит, он или поленился найти выход, или же он действительно потерял силу духа: ему не хватило смирения, не хватило дерзновения, не хватило смелости, внутренней свободы, не хватило веры, доверия, любви... Вот об этом тогда и надо просить, об этом надо молиться и к этому стремиться. И Бог Вам в помощь.
О. Георгий: Уныние – это ненадеяние на Бога, то есть отсутствие надежды, неспособность опереться на крепкую руку Божью, на Его силу и любовь, на Божье доверие, так же как и отказ от подобного отношения к ближним. Уныние – это, как я уже сказал, оборотная сторона гордыни, это всегда неспособность действовать адекватно, достаточно интенсивно и с верой в положительный итог своих действий, благой результат.
Унывал ли Давид? Не знаю. Мне кажется, что он не унывал. Если вчитаться в строки пятидесятого псалма, которые по преданию написаны царём Давидом именно после его греха, то мы увидим: это псалом покаянный, который свидетельствует о том, что никакого духа уныния у царя Давида не было. Он потому и был пророк и святой царь, что хотя он и согрешал – иногда тяжко, даже смертно согрешал с точки зрения заповедей и закона, – но умел каяться и освобождаться от последствий смертных грехов, умел изменить своё сердце и наполнить его благодатью, духом владычественным, духом Господним. Во всех текстах Священного писания Ветхого завета я не вижу никаких следов уныния у царя Давида, несмотря на двойной смертный грех, которым он согрешил – но в котором и покаялся после обличения пророком Нафаном. Будем стремиться сами, по его примеру, никогда не унывать. Даже если, не приведи Господь, мы встретимся с тяжкими грехами, не будем предаваться унынию. Будем действительно обращаться к Богу с покаянием, исправляя себя, исправляя своё сердце и наполняя его духом Господним.
О. Георгий: Если это обида реальная – ведь мы иногда обижаемся не по реальным причинам, а по выдуманным, – то она всегда приносит человеку боль. Другое дело, что можно по-разному на это реагировать. Человек может действительно реагировать так, как Вы написали: вот, мол, меня, любимого, обидели, и я не сожалею об обидчике, а жалею только себя и хочу отомстить или как-то иначе жёстко воздать человеку, который меня обидел. Да, обида – это, как сказал Николай Александрович Бердяев, «ободранное самолюбие». Может быть, это ещё не сразу гордыня, но что-то близкое к тому, как минимум, самолюбие. Надо избегать обид. Я лично считаю, что настоящий христианин должен достичь такого смирения, чтобы ни при каких обстоятельствах не обижаться и самому не обижать никого. То есть если ты видишь, что человек на тебя обижается, то надо постараться как-то поменять или тон, или разворот дела так, чтобы не обижать. С другой стороны, не надо быть рабом эмоций. Иногда люди, особенно в наше время, пользуются такими психологическими трюками: строят из себя обиженных для того, чтобы эмоционально и психологически воздействовать на окружающих. Они постоянно ходят с недовольным видом, их всё обижает, всё ранит, иногда они это даже внешне выражают в словах, или это написано у них на лице. Но надо уметь видеть, с чем мы имеем дело в реальности: действительно с обидой или с игрой в обиду, потому что если человек просто хочет на вас воздействовать, полегче получить то, что ему от вас нужно, то тут, может быть, надо и не обращать внимания на эти игры и держаться очень спокойно.
И всё-таки в этом мире действительно слишком много обид, реальных обид. И если уж вы почувствовали боль, и обида закралась внутрь вашего сердца, поспешите простить обидевших вас людей. Ведь реальное прощение – это настоящая сила, это проявление силы духа. Простить – значит исправить. Если вы прощаете обидчика, вы способствуете его исправлению. Будем всегда стараться быть за человека, будем стараться избавляться от всех обид и будем стараться не обижать никого ни при каких обстоятельствах.
О. Георгий: Уповать на Бога – это и значит на Бога надеяться. А надеяться, как я уже сказал, это значит опираться на крепкую руку Божью, на Божью любовь и доверие. Это действительно так. Есть люди, которые не умеют этого делать, потому что воспитаны были по-другому. И таким людям очень тяжело живётся, они очень ранимы, очень обидчивы, они могут предъявлять претензии даже к Господу Богу, могут роптать по любому поводу и без повода. К сожалению, в нашем народе в его современном состоянии очень много таких людей, которые не умеют надеяться, не умеют уповать на Бога, не умеют доверять и другим людям, не умеют надеяться даже на своих друзей и близких. Это, конечно, духовная язва, болезнь, которую надо лечить, с которой надо справляться.
Надежда – одна из основных добродетелей христианской жизни. Апостол Павел говорит: «ныне пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13:13) (не в том смысле, что надежда не важна, а в том смысле, что она исполняется, что она может быть исполнена и тем самым как бы уйти на второй план в нашей духовной жизни). Не забудем и другие слова Писания: «надежда не постыжает» (Рим 5:5). Человек надеющийся получает то, во что он верит, на что надеется, на что или кого обращена его любовь. Если человек любит кого-то, он обязательно найдёт взаимность, найдёт ответную любовь. Если он имеет веру и доверие, он тоже может рассчитывать на доверие. И если человек надеется на кого-то, ему обязательно – сразу или не сразу, в одном или в другом случае, – но ответят такой же надеждой.