1 апреля 2011 года в старинном особняке графини Натальи Карловой на набережной реки Фонтанки состоялась презентация сборника избранных работ Ольги Александровны Седаковой «Четыре тома». Организатором встречи с поэтом выступило Свято-Петровское православное братство (Санкт-Петербург).
В течение многих лет Свято-Петровское братство, входящее в состав Преображенского содружества малых братств, проводит культурно-просветительские встречи. Многие посетители Дома-музея Анны Ахматовой стали их постоянными участниками после встреч с Никитой Струве, Жоржем Нива и Ольгой Седаковой, вечера памяти Сергея Аверинцева и многих других.
В старинном доме, где ныне располагается Городская библиотека имени Владимира Маяковского, собралось большое число поклонников многочисленных талантов Ольги Александровны: поэта, прозаика, переводчика, филолога. Новое издание, по идее издателей и самой поэтессы, разделено на четыре тома: поэзия, переводы и статьи об авторах переведённых произведений, тексты о поэзии («Poetica») и работы на этические и философские темы («Moralia»). Новый четырёхтомник включает в себя многие из ранее не публиковавшихся произведений.
– Из всех четырёх томов, том переводов, возможно, самый своеобразный по своему составу, – сказала Ольга Седакова, – потому что здесь представлены два разных жанра: сами переводы и статьи, размышления о переводимых авторах или эпохах (потому что иногда это была анонимная поэзия). К тому же здесь соединены две разные вещи, которые обычно разводятся по разным томам: одни относятся к духовному, душеполезному чтению, а другие к светскому. Вспоминая здесь перед вами свою «полупочтенную» жизнь, я воспроизвожу все чувства, которые я переживала, когда я думала, что будет входить в этот четырёхтомник. И мне было нелегко измерить, на что моей жизни ушло больше: на переводы, или на статьи, или на стихи. Но одно без другого, без третьего и четвёртого представить невозможно.
Есть точка зрения, что филолог должен знать не что-нибудь, а все, должен понимать автора, возможно, даже глубже, чем сам автор понимает себя, писать о гении так, как умеет сам гений. Но тогда напрашивается вывод, что филологом быть невозможно.
– Возможно, так оно и есть, однако Ольга Александровна являет собой пример возможности этой невозможности, – сказала Ольга Евдокимова, профессор РГПУ им. Герцена. – Для меня Ольга Александровна – это филолог как таковой, исконный, филолог в фокусе. Мне кажется, что со времён Бахтина никто о смысле художественной формы так не писал, и всё, что сказано в томе «Poetica» о смысле художественной формы, совершенно замечательно и неповторимо. Так писать о литературе и так размышлять о смысле формы может только человек, который смотрит на эту форму изнутри, то есть как поэт, и извне, как филолог. В этом томе имеются совершенно исключительные филологические «штудии», абсолютно неповторимые.
В третий том вошли тексты, посвященные поэзии, поэтике и некоторым русским авторам, в том числе работы разных лет о людях, которые были лично знакомы с Ольгой Александровной. Жанры этих сочинений разнообразны: от почти формального филологического исследования до радиобеседы и короткой рецензии.
– Для меня третий том, «Poetica», – это большая надежда, что возможен такой настоящий, подлинный, глубокий филологический анализ, который не разрушает целостности того, что он анализирует, – поделилась размышлениями ведущая вечера, кандидат филологических наук Юлия Балакшина. – Он касается неким высвечивающим лучом и выявляет смыслы, а не убивает их. Для филолога читать такого рода работы – это всегда большое вдохновение.
Четвертый том сборника, посвященный философским размышлениям, содержит множество тем, но, открывает его и проходит насквозь – тема свободы. Как заметила сотрудник «Дома русского зарубежья» Наталья Ликвинцева, после всех катастроф ХХ века мы привыкли к тому, что нужно иметь некое историческое мужество, чтобы жить, жить, сжав зубы, ничего не замечая вокруг. Но здесь автор открывает нам иное мужество: после выживания нам предлагается сама жизнь, а после борьбы за свободу – сама свобода.
Свято-Петровское братство не в первый раз обращается к творчеству нашей знаменитой современницы, ценя редкий дар встречи с подлинным талантом в наше столь нетворческое время. Встреча с Ольгой Александровной помогает человеку выйти на ту глубину, которую в обычной своей повседневной жизни он зачастую не знает и боится, помогает принять вертикальное положение, ощутить свое человеческое достоинство в соотнесении с Богом.