Церкви нужно не реформирование, а возрождение

Программа церковного покаяния и возрождения

Церкви всегда нужно покаяние и возрождение как движение за Христом, в силе Духа Святого. Сознание этого сейчас часто отсутствует, ибо забывают, что Церковь не только мистическое Тело Христово, но ещё и институция, в которой много того, что требует исправления и покаяния. И второе, забывают, что мы живём в особую историческую эпоху. Это не только кризисное постсоветское время, когда после целого века безбожного уничтожения веры и церкви требуется и покаяние, и возрождение. Вдобавок к этому мы ушли от константиновской эпохи, то есть перестали жить в тесной симфонии с государством. Однако свободы от внешних сил мы не обрели – не научились или не захотели ею воспользоваться. 

Этот переходный период – самый трудный, потому что инерция старой жизни в церкви остаётся очень велика. Чтобы церковь стала пророчественной и познающей Бога личностно и соборно, мы должны прежде всего поставить на первое место слово Христа и действие Духа Святого. Но при том, что церковный народ сейчас мало образован, он этого часто не чувствует, не знает и не понимает. Важнейшие церковные традиции порушены, и их не восстановить лишь изучением святых отцов и Священного писания. Всё это и приводит к необходимости особых усилий всех христиан для национального и церковного покаяния и возрождения.

Но нам нужно не реформирование, а именно возрождение Церкви, которое возможно только силой Духа Святого. Значит наш призыв обращен к сердцам, к совести, к ответственности людей, к их духовной силе, к их трезвенному видению того, что есть и что должно быть в наше время в нашем народе и в нашей церкви. Это дело каждого верного. Очень важно, чтобы какие-то проходимцы и политиканы, и прочие шарлатаны и антихристы или себялюбцы не воспользовались в своих целях трудным положением церкви и теми антицерковными настроениями, которые сейчас с большой силой проявляются в обществе. 

Конечно, эти тезисы предназначены не только для Русской церкви, но и для всего православия. В частности, это выход из кризиса и тупика и для Константинополя, и для Москвы. Если они будут приняты и исполнены, то у православных церквей появляется шанс снова объединиться не политически, а церковно, в любви и свободе Духа, а если нет – то они могут окончательно превратиться в безблагодатную секту.

Программа церковного покаяния – результат работы Форума церковного и национального покаяния и возрождения.

ТЕЗИСЫ ЦЕРКОВНОГО ПОКАЯНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Прошло 30 лет после прекращения открытых гонений на Церковь в нашей стране. Многие святые обители и храмы были восстановлены из руин, но ещё больше усилий требуется для восстановления человеческих душ, для собирания Церкви как объединения верных. Необходимо, чтобы Православная церковь вновь стала солью нашей земли и светом миру, чтобы вновь зазвучал её пророческий голос, пробуждающий совесть людей и вдохновляющий их на творчество и созидание в различных сферах жизни нашего народа. Поэтому мы призываем себя и всех искренно верующих соотечественников покаяться за грехи, особенно совершённые в ХХ веке и позже, за то, что:

  1. В церкви отсутствуют как норма братские отношения близких по вере людей; клир отделён от народа, но и внутри клира преобладает разделение и недоверие;
  2. Преобладает клерикальная модель церковного устройства, в основе которой — превозношение иерархии, чинопочитание и сервилизм со стороны клира и мирян;
  3. Со стороны епископов и пресвитеров отсутствует должная забота о целостном просвещении своей паствы и о единой с верующим народом церковной молитве и жизни;
  4. Миряне не знают или не понимают свои обеты крещения; крещение не предполагает для них перемены жизни, отказа от служения духам и страстям мира сего;
  5. Миряне, а зачастую и клир, не готовы брать личную ответственность за Церковь; жизнь церкви практически свелась лишь к храмовой и обрядовой в духе магизма или потребления;
  6. Широкое распространение получили церковный фундаментализм и секуляризм (модернизм), серьёзно искажающие церковную традицию;
  7. Прославление новомучеников и исповедников Русской церкви не связывается с их опытом любви, свободы, верности Богу и Церкви даже до смерти;
  8. Ревностно сохраняется лишь форма православного богослужения в ущерб совершению осмысленной молитвы на понятном для людей родном (в первую очередь — русском) языке;
  9. Недостаточно реализуется забота об открытом свидетельстве среди неверующих и формально крещёных о смысле и духе Нового Завета;
  10. Существует неумеренное стремление в церкви к материальным благам и собственности, часто приводящее к тяжёлым компромиссам с мирской властью;
  11. Остаётся сотрудничество со скомпрометировавшими себя в нашей стране государственными организациями и институциями, вследствие чего антихристианские методы проникли в сознание и практику жизни церкви;
  12. В результате ложной надежды на государство и порабощения страхами церковь стала больше походить на один из институтов, действующих по преимуществу в его политических или идеологических интересах.

В народе и обществе всё это привело к дискредитации церкви и утрате доверия к ней. Поэтому сегодня нам необходимо проявить сострадание к нашей церкви, взять личную ответственность за её судьбу, молиться и трудиться для её возрождения. Среди первоочередных задач мы видим следующие:

  1. Призвать всех верных христиан к личной ответственности и свободной инициативе в церковной жизни, к самостоятельному рассуждению о её цели и содержании, к благочестивой жизни и послушанию Богу и старшим в Церкви;
  2. Призвать всех священнослужителей лично показывать пример веры в Церковь, собирать церковь и доверять церковному собранию, разделять с церковным народом его жизнь;
  3. Последовать новомученикам и исповедникам российским в исполнении ими евангельского слова, в собирании со Христом Церкви ради братского общения и служения в духе любви и свободы, в их творческом умении отбирать для своей жизни только подлинное и самое важное, без чего жить со Христом и во Христе нельзя, соединив это с опытом свободы и творчества в Церкви, наработанным русской эмиграцией;
  4. Призвать всех способствовать преодолению разделений в церковных собраниях, в первую очередь между епископами, священниками и мирянами; иерархия призвана быть живой частью церкви, не над церковью, но в церкви и для церкви;
  5. Воплощать личностное и соборное начало в Церкви, проявившее себя, в частности, в деятельности Поместного собора 1917–1918 гг. и его плодах, выразившихся в созидании духовных союзов, общин и братств;
  6. На приходах установить ответственное членство и выборность клира, как и в епархиях — епископов; регулярно собирать церковные соборы на всех уровнях организации церкви;
  7. Открыто свидетельствовать о Христе и истине христианской жизни, способствовать распространению практики длительного научения основам христианской веры, молитвы и жизни (полноценной катехизации);
  8. Восстановить глубинный смысл и дух церковного богослужения, всех основных церковных таинств, начиная с крещения и евхаристии;
  9. Всячески содействовать ведению на приходах богослужения на русском и других национальных языках; по желанию прихода дать возможность перехода на новый стиль;
  10. Противостоять любым попыткам спровоцировать раскол в церкви, выступая за диалог в ней по спорным вопросам в духе уважения, терпения и доверия;
  11. Осудить клерикальную экклезиологию, церковный фундаментализм и секуляризм (модернизм); отказаться от всего устаревшего, недейственного, а зачастую и грубо противоречащего церковной традиции;
  12. Отказаться от стяжательства и сребролюбия и соответствующим образом пересмотреть отношение к церковной собственности и ответственности за неё;
  13. Способствовать утверждению в нашем обществе христианских духовных и нравственных норм;
  14. В устроении жизни церкви отказаться от «сергианства» и «обновленчества», т.е. от всякой надежды на государство и политические силы, так как альянс церкви с любой мирской властью отдаёт её в рабство этим силам;
  15. Жить в Церкви по совести: уважать каждую человеческую личность, никого не осуждать, не критиканствовать, мирно и непримиримо противостоять лжи, неверию и разобщению, свидетельствуя о Христе своим словом и житием.

Если мы решимся на взаимное доверие, если дадим Духу Святому действовать в нас и через нас, тогда и станет возможным возрождение церковной жизни!

конец!