Царство Божие должно жить в нас

17 апреля 2020
Проповедь духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова на богослужении Великого четверга (1 Кор 11:23-32)
Тайная вечеря. Николай Ге
Тайная вечеря. Николай Ге

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры!

Слова, которые говорил апостол Павел, были для слушающих настоящим примером передачи живого церковного Предания. Он передает ученикам то, что сам принял от Господа – то жизнеобразующее, что уже было в Церкви, что Церковь знала, что принимала, что исповедовала, а не какую-то инерцию исторических традиций, которые иногда появляются совершенно произвольно, включаются в церковную жизнь и транслируются как нечто необходимое или неотъемлемое.

Павел говорит, что Господь Иисус в ту самую ночь, в которую Он был предан, совершил трапезу со Своими учениками – не просто традиционный пасхальный седер, а нечто значительно большее. Он включил в эту традиционную пасхальную трапезу образ Своей смерти и Своего Воскресения, Своей жертвы, на которую Он шёл по Своей безграничной божественной Любви. Он передал Церкви этот образ, чтобы никто не забывал об этом даре, даре Божьем через Христа во Святом Духе. 

Итак, когда Господь Иисус был предан, в эту самую ночь Он взял хлеб и сделал то, что делали обычно – преломил его, возблагодарил Бога, но сказал поразительные слова о том, что этот хлеб – Его Тело, преломляемое за всех верных Богу людей – «за вас» – за тех, кто уверовал во Христа, кто входит в святую Церковь, Церковь как мистическое Тело Господне. Так же Он дал всем после ужина, то есть через некоторое время, и чашу, сказав, что эта чаша – уже Новый Завет, утверждённый Кровью Господней. Хотя в тот момент это ещё не произошло. Но оно вот-вот должно было произойти. И Господь Иисус говорит: всякий раз, когда будете пить вино из такой чаши, делайте это в воспоминание обо Мне. Вот это дважды повторённое: делайте это! Не забывайте, делайте! Но делайте не просто так, не по привычке, не как ритуал, а воспоминая о своём Господе и Спасителе – о Христе.

И всякий раз, когда в церкви происходит это Таинство и все едят этот хлеб и пьют из такой чаши – возвещается Христова смерть, потому что преломленное Тело и пролитая Кровь говорят о страданиях и о смерти Господа. Смерти за всех. А кто не будет об этом думать, кто просто будет насыщаться или просто совершать по старинке священную трапезу, не думая о Христе, не наполняясь Его любовью, Его верой и надеждой, Его свободой и истиной, на том будет вина за Тело и Кровь Господа, то есть вина против этого явления Божьего Духа в Его полноте, чего никогда не было до заключения Нового Завета в Крови Христовой. Каждый должен проверять себя, прежде чем станет есть и пить, есть такой хлеб и пить из такой чаши. Потому что если кто-то недостойно будет есть и пить их, на том не просто будет вина. Если он не будет сознавать, что это Тело и Кровь Господни, то он будет есть и пить себе на суд, то есть в осуждение себе. А те, кто ест и пьёт в осуждение, пусть не удивляются, что на них сыплются разные неприятности, жизненные проблемы, болезни, скорби, страдания. Такие люди становятся слабыми, болезненными, такие немало умирают. А если мы сами себя испытываем, если мы верим во Христа так, что есть в нашем сердце место Его Жизни, Ему Самому, Его присутствию в Духе Святом, если мы так живём, то мы не под судом. 

Но Господь всё-таки направляет нас как Своих детей. Мы часто много суетимся: говорим лишнее, думаем лишнее, делаем суетное, – а Господь нас наставляет, направляет, наказывает от слова «наказ», чтобы не быть нам осужденными вместе с миром сим, лежащим во зле, который Царства Божьего не наследует. Но мы должны наследовать Божье Царство, и это Царство должно уже начинать жить в нас, как и мы – в нём, ещё находясь во плоти, ещё ходя по земле. Это и дар, и ответственность. Это великий дар и большая ответственность! 

Будем же, дорогие братья и сёстры, помнить об этом. Будем знать, что Господь близко. И когда Он близко к нам, то мы близки к Нему и друг ко другу. Именно так созидается Церковь – не благодаря щедрым пожертвованиям и украшениям храмов, не благодаря нашим замечательным святыням, которые лишь радуют наше сердце и поддерживают нас, но не более. Нас собирает к Себе Господь! И пусть каждый из нас с благодарностью примет этот дар и принесёт многий плод!

Аминь.

загрузить еще