«Три воли действуют в мире»

24 декабря 2013
24 декабря исполняется 33 года со дня кончины протоиерея Георгия Ивакина-Тревогина – члена маросейской общины, духовного чада о. Алексия Мечева
Слева направо: архим. Борис (Холчев), еп. Герман (Тимофеев), прот. Георгий Ивакин-Тревогин. Фото из личного архива о. Павла Адельгейма
Слева направо: архим. Борис (Холчев), еп. Герман (Тимофеев), прот. Георгий Ивакин-Тревогин. Фото из личного архива о. Павла Адельгейма

Отец Георгий Ивакин-Тревогин родился в Москве 19 февраля 1903 года. Еще в молодости стал прихожанином храма свт. Николая в Кленниках, был чтецом. Закончил математический факультет. Женился на своей однокласснице Валентине Карловне Зорге, которая также вошла в общину св. прав. Алексия Мечева.

Георгий Николаевич был весьма близок к св. прав. Алексию. Именно он в 1923 году сопровождал гроб с телом почившего старца из Вереи в Москву. Впервые Георгий был арестован в 1928 году вместе с другими членами маросейской общины, через 4 месяца его отпустили, затем был вновь арестован в 1938 году, осужден на восемь лет лагерей. В 1943–1945 гг. жил и преподавал в Москве.

В 1954 г. по приглашению вл. Ермогена (Голубева) Георгий Николаевич приехал в Ташкентскую епархию, как и некоторые другие члены Маросейской общины, где был рукоположен в диаконы. Затем в 1955 г. рукоположен епископом Ермогеном в сан иерея и назначен настоятелем храма в Андижане, где он нес свое служение, собирал верующих в это непростое для церкви время.

В начале 1960-х гг. – период хрущевских гонений – подвергся открытым преследованиям со стороны властей. В результате организованной против него клеветнической кампании здоровье о. Георгия сильно пошатнулось, и он вынужден был оставить приход. После этого служил в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента, являлся одним из лучших проповедников Ташкентской епархии

Жизнь и служение этого исповедника веры на сегодняшний день остается мало исследованной. К сожалению, проповеди о. Георгия практически не сохранились.

В день памяти о. Георгия Ивакина-Тревогина, исповедника веры, замечательного проповедника и пастыря, публикуем одну из немногих проповедей, переданных нам его духовными чадами.

 

Слово прот. Георгия Ивакина-Тревогина в день памяти св.Тихона Задонского, 26 августа 1973 г. на отрывок Мф. 5:14-19

Никогда Господь не отказывает тому, кто приходит к Нему за помощью. Вот и сегодня мы с вами, братие, слышали святое Евангелие о том, как один человек просил Господа исцелить сына своего от власти демонов, овладевающих им в новолуния. Луна. Удивительное светило! Море пульсирует. Шесть часов прилив, шесть – отлив. И учёные связывают приливы и отливы с влиянием луны. Действует луна и на человеческую душу. Существует явление – лунатизм: в лунную ночь человек поднимается, не просыпаясь, не открывая глаз, и идет. Он поднимается на край крыши дома, идет по тончайшим карнизам на большой высоте и не падает. Стоит его разбудить окликом, как он тут же сорвется и разобьется о землю. Природа оказывает большое влияние на человеческую душу и часто мы его недооцениваем. Но здесь не просто лунатизм. Тут в новолуния овладевала душой и телом отрока темная сила. Она пыталась погубить его, бросая в огонь и воду. И вот Господь по просьбе отца освободил отрока от темной силы.

Три воли действуют в мире: Воля Божия, воля демонская, между ними мечется воля человеческая. Воля Божия зовет нас к праведной и святой жизни. Воля демонская влечет ко греху. «Дьявол борется с Богом, и поле битвы сердца людей», – говорит русский мыслитель Ф.М. Достоевский. Это борьба за сердце человеческое. Кому обитать в нем: Богу или дьяволу.

«Жизнь и смерть предложил Я тебе, – говорит Господь, – избери жизнь». Человек свободен выбирать: жить ему с Богом и по-Божьи, или жить по воле темной силы. Но тогда «вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити» [1].

Каждый наш поступок свидетельствует о нашем выборе. Как же узнать, с кем наше сердце, с Богом или с темной силой. Сегодня, братие, мы празднуем память св. Тихона Задонского. Среди его сочинений есть книга «Сокровище духовное, от мира собираемое». В этой книге св. Тихон говорит: «Есть выражение "Он с ним заодно". Так говорят о людях, которые единомысленны между собой в каком – либо деле. Так послушный сын заодно с отцом. Верный друг заодно с другом. Но и вор заодно с вором, но и разбойник заодно с разбойником. Они друзья поневоле, общность преступления связывает их».

Так и в духовной жизни:

Кто во Христа Сына Божия всем сердцем верует – заодно с Ним.

Кто от Него одного спасения и вечной жизни чает – заодно с Ним.

Кто к Нему всем сердцем привязался, в нуждах и скорбях одного Его призывает – тот со Христом заодно.

Кто во имя Его грех побеждает и творит волю Его – тот со Христом заодно.

Кто во имя Его обиды прощает и врагам своим добро делает – тот со Христом заодно.

Кто с благодарностью крест свой принимает и безропотно несет во имя Христово – тот с Ним заодно.

Заодно со Христом, ибо единомыслие и мир имеет с Ним. «Прилепляйся Господеви един дух есть с Господом»[2]. Но «иже несть со Мною, на Мя есть»[3] – страшно слово Христово, но истинно. Некогда Адам и Ева нарушили заповедь Божию, исполнили волю диавола и стали с диаволом заодно: «Творяй грех от диавола есть, ибо исперва диавол согрешает»[4].

Гневный, дышущий местью – заодно с диаволом, ибо «он – человекоубийца бе искони».

Гордый и самонадеянный – заодно с диаволом, ибо диавол надеется только на одного себя и свою хитрость.

Блудник и пьяница – заодно с диаволом, ибо диавол нечистый дух.

Клеветник – заодно с диаволом, ибо диавол в переводе на русский язык и означает «клеветник».

Кто занимается ворожбой и гаданием – заодно с диаволом, ибо от него ищет помощи и душу свою ему продает.

Кто обижает людей и делает им пакости – тот заодно с диаволом, ибо он враг людей. Завистливый и злобный – заодно с диаволом, ибо диавол есть дух зависти и ненависти.

«Сего ради явлена, – говорит ап. Иоанн Богослов, – суть чада Божия и чада диавола»[5].

Право человека выбрать с кем ему быть. Это право называется свободой. Человек волен выбирать с кем ему быть: с Богом или Диаволом, но от этого выбора зависит вечная участь человека. Никогда Господь не отвергает того, кто приходит к Нему, но выбор принадлежит человеку. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, – говорит Господь, – избери жизнь».

Аминь.

 

[1] Вы – от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего (Ин. 8:44)

[2] А прилепляющийся к Господу – один с Ним дух (1 Кор. 6:17)

[3] Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11:23)

[4] Делающий грех – от диавола, потому что диавол грешит от начала (1 Ин. 3:8)

[5] Дети Божии и дети диавола узнаются так (1 Ин. 3:10)

 


Материал подготовили Ольга Борисова, Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще