Жизнь и служение протопресвитера Кирилла Зайца проходили в гуще исторических событий бурного XX века, в разных государствах, при разных политических режимах до 1917 года – на территории Российской империи, затем в Польше, Латвийской республике, на оккупированных территориях Северо-Запада России и Остланда.
Будущий новомученик Кирилл Иванович Зайц родился 15 июля 1869 года в местечке Яунамая Веренской волости Рижского уезда. В 1891 год он окончил Рижскую Духовную семинарию и сразу показал себя ярким проповедником и миссионером. В 1899 году отец Кирилл становится членом-соревнователем Православного миссионерского общества Витебской губернии, а в 1911 году его назначают на должность епархиального миссионера.
На протяжении восьми лет Отец Кирилл организовывал и вёл молодёжные просветительские кружки и это принесло свой плод, – заметил на вечере памяти историк Сергей Цоя, – большинство сотрудников Псковской миссии, которые приехали из Латвии, в свое время были учениками отца Кирилла в Рижской духовной семинарии и участниками этих кружков.
Он считал, что язык богослужения должен быть понятен, нужно служить для русских на русском языке, для латышей – на латышском, – говорит выпускница СФИ, исследователь жизни и служения отца Кирилла Наталья Собина. – В Рижской духовной семинарии в то время много занимались переводами богослужебных текстов, и он унаследовал эту традицию. Именно вопросами богослужения отец Кирилл занимался и на Поместном соборе 1917–1918 годов, куда он был выбран делегатом от своей епархии.
В 1922 году отец Кирилл из Польши, где он служил с 1918 года, возвращается в Латвию и становится настоятелем Рижского Кафедрального Собора, членом Синода Латвийской Православной церкви, помощником будущего священномученика архиепископа Иоанна (Поммера). В это время главная его забота о будущем церкви – воцерковление детей и молодежи. Он становится духовником Русского Христианского студенческого Единения и, особое внимание уделяя служению женщин, организует женский кружок «Живоносный источник». Отец Кирилл считал, что христианка прежде всего должна возвещать Христа Воскресшего, а уже потом служить семье по плоти. Делу церковного собирания служит и издаваемый им на русском и латышском языках журнал «Вера и жизнь».
– Он не только служил молодежи, – говорит Наталья Собина, – но и сам призывал молодежь к трудам на церковной ниве, вдохновляя нести в мир свет – весть о Христе.
– Псковская миссия, которой отец Кирилл руководил с 1 декабря 1941 по 18 февраля 1944 года, была настоящим свидетельством о Христе, откликом на большую жажду веры в народе, оставшемся на оккупированной территории, – рассказывает Александра Буданова из Покровского малого братства Москвы, исследователь церковной истории ХХ века. – Для научения вере им были организованы внебогослужебные беседы для взрослых. Значимую роль в деле просвещения играли в Миссии приехавшие из Риги подготовленные отцом Кирилом миряне. За годы существования Псковской миссии здесь было открыто около 400 храмов. И именно на этой территории во время хрущевских гонений на церковь миряне оказывали наиболее серьезное сопротивление закрытию церквей.
С возвращением Советской власти на оккупированные нацистами земли Псковская миссия прекратила свое существование. Несколько священников ушли с отступавшей немецкой армией. Большая часть осталась, и многие из оставшихся подверглись арестам. Двенадцать человек погибли в ГУЛАГе.
У самого отца Кирилла была твёрдая позиция: он служит только церкви и Христу. В июле 1944 года он был арестован в Шауляе органами МГБ, осужден Военным трибуналом, приговорен к 20 годам ИТЛ и умер в заключении 28 октября 1948 года в исправительно-трудовом лагере посёлка Долинка в Казахстане.
Многие священники Миссии, в том числе и вернувшиеся из лагерей, и после войны продолжали, насколько это было возможно, воплощать тот опыт церковного возрождения, с которым они соприкоснулись в Миссии. Иоанна-Яна Калниня
– История Псковской Миссии – это подлинная история церкви, трагическая, но и очень вдохновляющая, без нее рассказ о русской церкви ХХ века будет не только не полным, но даже ущербным, подвел итог встречи Константин Обозный, заведующий кафедрой церковных дисциплин СФИ. – Это уникальный опыт, когда за совсем небольшой период времени удалось не только открыть много храмов, но и обрести подлинное вдохновение и радость от встречи с настоящей церковной жизнью, о которой свидетельствовали люди в труднейшие годы войны.
В начале 1990-х годов протопресвитер Кирилл Зайц и другие члены Псковской православной миссии были реабилитированы. 30 октября в День Памяти жертв советских репрессий их имена прозвучали на акции Молитва Памяти среди имён многих и многих пострадавших от большевистской власти.
В организованном при содействии Преображенского братства вечере приняли участие богословы и церковные историки, потомки участников Псковской миссии.
Иоанна-Яна Калниня