Людей с психическими или физическими нарушениями мы можем встретить, хоть и нечасто, на улицах, в транспорте, в музеях, в некоторых детских садах и школах. Как реагировать, когда мы встречаем такого человека? Нужно ли проявлять особое внимание к нему? Или нужно просто учиться уважению к достоинству каждого человека и созидать отношения доверия и любви? Обсуждению этих вопросов был посвящен круглый стол «Особое отношение к особым людям?», организованный Свято-Алексеевским православным братством.
В круглом столе, прошедшем в часовне Свято-Филаретовского института, участвовали Анна Битова, директор РБОО «Центр лечебной педагогики», Наталья Калиман, директор НОУ «Диаконический Центр "Прикосновение"» (Оренбург), Снежана Никулайчева, педагог, сотрудник ЦО «Технологии обучения», Вера Шенгелия, журналист, ведущая телепрограммы «Гражданин родитель», волонтер в «Центре лечебной педагогики». Вели круглый стол Светлана Сонина, руководитель «Особой группы» Преображенского братства, и Андрей Васенёв, журналист, главный редактор проекта «Столком».
О толерантности
В нашем обществе инаковость все еще воспринимается как «нарушение», «дефект», «болезнь», и у большинства вызывает, в лучшем случае, жалость и непонимание, в худшем – равнодушие, отчуждение, неприятие, страх. Из-за этого человек с психическими или физическими нарушениями часто оказывается в изоляции. Возможностей получать образование, профессию, работать, творчески развиваться, общаться с друзьями, жить самостоятельно у него или нет, или они сильно ограничены. Что может сделать каждый из нас, чтобы изменить такое отношение к людям с особенностями в обществе?
– Я не буду биться с кем-то, чтобы этот человек принял ребенка с особенностями, просто мы не должны протестовать против того, чтобы наши дети учились с детьми с особенностями. Пока наше общество такое, какое есть, давайте хотя бы договоримся, что мы не нарушаем чужих прав, – заметила Вера Шенгелия. По ее мнению, отношение к людям с особенностями должно быть толерантным*.
Еще один способ преодолеть отчуждение – изменить риторику: все чувствуют разницу между словами «бомж» и «бездомный». Словосочетание «бомж валялся у метро» неизменно производит отталкивающее впечатление, в то время как «бездомный лежал у метро» – вызывает жалость. Рекомендации, как нужно говорить о людях с особенностями, можно найти на соответствующих сайтах, например, того же Центра лечебной педагогики.
– На всех, даже на людей с особенностями распространяется право образовываться, обучаться, – поддержала идею равенства прав Ирина Калинина, учитель московской коррекционной школы №359. – Наша задача научиться помогать семьям детей с особенностями. Но не жалостью и слюнтяйством, а просто помогать сделать уроки, сходить в магазин, побыть рядом, ходить в гости и принимать гостей. Тогда дети перестанут быть «особыми», они станут просто «нашими детьми».
Анна Битова считает, что как раз обычным людям, не имеющим специального образования, проще наладить общение с ребенком: необходимо быть гибким, пробовать разные подходы, а специалистам зачастую мешают стереотипы. Она вспомнила, как один логопед говорила, что ребенок не доступен логопедическому воздействию, исходя из того, что он не может находиться за столом.
– Мы часто слышим слова о толерантности – что нужно быть толерантными к разным особенностям. Но каждый человек хочет, чтобы его любили, а не терпели. И в себе мы можем обнаружить множество препятствий, не только чтобы любить другого, но и принимать, – предложила продолжить размышление Светлана Сонина.
Будущее в руках наших детей
Все участники круглого стола говорили о том, что дети и молодежь легче принимают людей с особенностями, а иногда даже и не замечают отличий, пока взрослые им «все не разъяснят».
Светлана Сонина, рассказывая о том, как возникла «Особая группа» Преображенского братства, вспомнила, насколько отличалась реакция на фильм о девочке с особенностями людей старшего возраста от реакции молодежи: у первых он вызвал шок, а вторые оживленно реагировали, задавали вопросы и предложили провести праздник для детей с особенностями.
– В одной из обычных московских школ есть класс детей с аутизмом, и сначала педагоги были резко против. Наши дети – а они себя действительно не очень хорошо вели, – ели в отдельное время и входили через отдельную дверь. Через полгода ключ от отдельной двери потеряли, и все ходили через один вход. И как-то на шумной перемене я услышала разговор двух старшеклассниц. Одна сказала: «Вот идут эти сумасшедшие». На что другая ответила: «А остальные – какие?» – привела свой пример Анна Битова.
Наталья Калиман подчеркнула, что важно родителям детей с особенностями не бояться говорить с другими людьми. Как-то дети из оренбургского центра «Прикосновение» были на пляже, и подростки 13-16 лет стали насмехаться над ними: «Дурачки пришли». И одна из мам детей с особенностями подошла к ним и рассказала о том, какие бывают болезни и как с ними приходится справляться – рассказала мирно, без злобы. Самое удивительное, что потом эти подростки сами пришли в центр и предложили свою помощь: с удовольствием покрасили забор.
Вдохновляющих примеров был много. Светлана Сонина вспомнила о проекте 9-летнего мальчика Димы Жукова, который по собственной инициативе составил карту доступности для инвалидов-колясочников учреждений культуры «А мне туда можно?». Вера Шенгелия говорила о том, как быстро дети перестают обращать внимание на «особенности»: ее дети, будучи в интеграционном лагере, отправились на дискотеку, на которой половина присутствующих были на колясках. На ее вопрос, были ли на дискотеке люди с особенностями, они ответили после долгого раздумья: «Был там такой особенный мальчик, у него кроссовки были с блестками».
Важно продолжать говорить с детьми, с молодежью о принятии другого, не прятать от них людей с особенностями, и тогда наше общество действительно изменится.
Вера в человека
Все сошлись во мнении, что как отношение к людям с особенностями, так и отношение ко всем остальным должно определяться, как минимум, золотым правилом этики – «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Веру в то, что наши соотечественники на это способны, разделяли все участники круглого стола.
– Если тебя что-то ранит, не устраивает, нельзя мириться с этим. Надо верить, что можно изменить это и для тебя, и для другого человека, – подвела итог круглого стола Светлана Сонина. – И если мы не будем избегать болезненных вопросов, а вместо этого попытаемся найти на них ответы, это принесет свои плоды.
Как говорил об этом замечательный пастырь, митрополит Антоний Сурожский: «Вера в человека определяет нашу жизнь по меньшей мере столь же постоянно и глубоко, как и вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. Именно на вере в человека основаны все попытки преобразования – общественного, политического и семейного…»
* Толерантность (от лат. tolerantia – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.