То, что нужно всем

11 августа 2016
Если прихожанина, тем более захожанина, спросить, что он думает о духовном образовании, ожидаешь в ответ что-то вроде: «Да откуда я знаю? Это же для батюшек»

Все-таки живуч стереотип, что духовное образование – это нечто вроде профподготовки перед рукоположением во священника, а не те знания, которые нужны православному христианину в его собственной жизни. В рамках подготовки одной из площадок фестиваля «Преображенские встречи», который проводится ежегодно в Москве (в нынешнем году он состоится 20 августа) всех желающих попросили заполнить анкету с вопросами по этой теме. О неожиданных ответах и о том, почему духовное образование нужно всем, мы беседуем с Юлией Валентиновной Балакшиной, доктором филологических наук, доцентом Свято-Филаретовского института, членом Экспертного совета ВАК по теологии, членом оргкомитета «Преображенских встреч».

– Кому, на Ваш взгляд, сегодня нужно духовное образование? Каким Вы можете себе представить этого человека?

– По моему глубокому убеждению, духовное образование нужно любому христианину в любое время его жизни. Даже когда мирянин становится диаконом или пресвитером, а мирянка – свечницей или диакониссой, духовное образование должно продолжаться. Потому что без духовного образования христианская жизнь теряет свой вектор, свой тонус, внутренний смысл и вдохновение; она заражается обрядоверием и ритуализмом. Поэтому я убеждена, что духовное образование нужно всем.

– Вы все-таки Вы в первую очередь называете людей, которые занимают в церкви какое-то место, несут служение. А нужно ли духовное образование, например, молодой женщине, находящейся в декрете или, наоборот, имеющей хорошую светскую работу?

– Молодая женщина, которая находится в декрете, собирается рожать детей, воспитывать подрастающее поколение. И ей непременно придется говорить своим детям о вере. Ей придется научиться молиться с тем маленьким человечком, который появится на свет. Потом – научиться с ним читать Священное Писание, ходить в храм, передавать ему дух и смысл веры, вдохновлять его своей верой. А для того, чтобы говорить с ребенком легко и просто, нужно очень глубоко и серьезно знать свою церковную традицию. Тогда ты найдешь простое, ясное слово, доступное даже совсем маленькому человеку.

Если же молодая женщина работает на интересной светской работе, то, скорее всего, у нее есть коллеги, которые подчас крутят пальцем у виска, когда видят, что она накануне Пасхи отказывается от прекрасного бифштекса. Ей приходится что-то разумное им отвечать. А еще эти коллеги иногда смотрят телевизор, сетуют, что батюшки «ездят на супермашинах», и считают, что это и есть Православная Церковь. И молодой христианке нужно быть готовой дать отчет в своем уповании.

В конечном итоге, чтобы вера в человеке была живой, действенной, чтобы она не превращалась в фанатизм и фундаментализм, нужно эту веру все время просвещать, возгревать, а это без духовного образования невозможно.

– Не достаточно ли в таких случаях самообразования?

– Самообразование всегда возможно и нужно, только мы находимся не в ситуации подполья, не в трудные советские времена – у нас все-таки есть различные просветительские программы, богословские курсы. Церковь готова всячески помогать людям, которые хотели бы духовное образование получить. Не вижу причин от этой помощи отказываться.

– Тогда, если можно, перейдем к анкете, которую вы распространяете в связи подготовкой предстоящей фестивальной площадки*. От кого-то уже получены ответы. Можно ли кратко рассказать, что отвечают на предложение назвать пять причин, по которым верующий христианин стремится получать духовное образование?

– Почти половина людей, ответивших на анкету, среди причин, по которым они стремятся получать духовное образование, указала «стремление углубить собственную веру». Очевидно, что наблюдается какой-то дефицит в понимании своей веры. Помню, еще Лесков говорил, что Русь была крещена, но не просвещена! Боюсь, что в 90-е годы повторилось нечто подобное: люди научились регулярно посещать храм, научились ставить свечки, но вот потребность в понимании своей веры оказалась не удовлетворена. Замечательно, что люди хотят в своей собственной вере укрепиться.

На четвертом месте стоит желание помочь близким обрести веру – миссионерские идеи и задачи; на пятом – любознательность.

– А на втором и третьем?

– На втором – духовное возрастание и саморазвитие, а на третьем – желание понимать мир.

– Как интересно! Что же в таком случае чаще всего препятствует верующим получать духовное образование?

– Препятствует слишком напряженная жизнь современного человека, ритмы жизни, в которых людям сейчас приходится пребывать. Чаще всего среди главных причин называют нехватку времени. Правда, на втором месте среди причин, мешающих получать духовное образование, оказалась типичная черта многих наших людей – лень. Некоторые писали даже о том, что им приходится бороться со страстями, с искушениями мира сего для того, чтобы прорваться к дарам духовного образования.

А 16% ответили, что они сомневаются в своих способностях, в том, что вообще такая сложная вещь, как духовное образование, им по силам.

– Мне кажется, это вполне серьезная причина, Вы согласны?

– Может быть, говоря о духовном образовании, люди представляют себе сразу образование в Духовной академии. Но тем и хороша ныне существующая система духовного образования, что она многоступенчата и рассчитана на людей разного уровня базовых знаний, разного уровня подготовки. На самом деле нужно просто искать то, что соразмерно именно тебе.

– А какие дисциплины люди хотели бы изучать в первую очередь?

– Ответы на этот вопрос анкеты меня удивили. На первом месте оказалось – что бы Вы думали? Не Священное Писание, не богословие, не литургика, то есть изучение богослужения, а история и история Церкви! Оказывается, нашим людям чрезвычайно важно понять, где мы оказались, что с нами происходит, им нужно восстановить исторический контекст своей жизни. Это, мне кажется, очень ценно.

– Это правда. А какие предрассудки должно преодолеть духовное образование, по мнению ваших респондентов?

– Этот пункт анкеты меня тоже порадовал. Здесь абсолютным лидером стал ответ о том, что люди хотят избавиться от суеверия и обрядоверия. Это значит, что люди воспринимают веру не как набор примет, обрядов и ритуалов, который надо исполнить, но как что-то живое и очень важное, то, что определяет самую суть человеческой жизни, придает ей центральную вертикаль. У людей есть опасение, что вещи формальные, внешние это напряжение веры могут погубить.

Второй интересный ответ: люди считают, что духовное образование должно им помочь избавиться от предрассудка, что в христианстве якобы не может появиться ничего нового, что все уже сказано святыми отцами. Иначе говоря, люди воспринимают христианство все-таки как веру не законсервированную, музейную, а способную и сегодня отвечать на те вопросы, которые стоят перед человеком.

Еще один названный предрассудок: якобы духовное образование нужно только батюшкам. Об этом мы уже говорили: духовное образование нужно и матушкам, и детушкам.

– Последние два вопроса анкеты, как мне кажется, требуют более глубоких размышлений. Например, вопрос о том, какие изменения могут произойти в личности в результате получения духовного образования.

– Чаще всего, отвечая на этот вопрос, пишут, что важно избавиться от предрассудков. И здесь, конечно, проявляются вещи экзистенциальные, о которых люди не стали бы говорить, если бы речь шла о светском образовании. Пишут, что образование нужно для обретения смысла в жизни, для того, чтобы преобразить жизнь, чтобы обрести счастье, обрести активную церковную позицию, возрасти в вере и любви. Некоторые хотели бы через духовное образование обрести Христа.

На пятом месте – обретение ответственности, готовности к служению. Совершенно очевидно, что люди воспринимают духовное образование не просто как получение какой-то информации, которая расширит их кругозор. Они ждут качественного изменения жизни. И это очень хорошо – это важный вывод для тех, кто занимается устроением духовного образования. Нельзя останавливаться на том, чтобы выдать пришедшему человеку лишь сумму знаний. Нужно найти особый подход, который бы позволил людям решить эти экзистенциальные духовные задачи.

– Юлия Валентиновна, Вы в Церкви уже двадцать лет. Как Вы считаете, насколько возможно достичь тех целей, о которых говорят Ваши респонденты, реально ли сделать так, чтобы духовное образование было не только получением суммы знаний?

– Мне повезло. Я получала образование в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, где имею честь сейчас преподавать. Конечно, я убедилась в том, что образование не случайно связано со словом «образ» и с понятием «образ Божий». То, что происходит с человеком в процессе обучения, освобождает от каких-то штампов, дает свободу мысли, даже свободу духа. В то же время духовное образование помогает существовать не в каком-то безвоздушном пространстве, но в живой церковной традиции, в Предании, позволяет жить в Церкви как в своем родном доме. Поэтому, мне кажется, что духовное образование действительно может решать эти важные внутренние задачи.

– Где современный человек может найти применение полученному духовному образованию?

– Это не самый радостный вопрос, потому что, судя по результатам анкетирования, образованный христианин не всегда понимает, куда он может себя применить. Наиболее часто встречающийся вариант ответов – в учебных и социально-медицинских учреждениях. Здесь явно дает о себе знать некоторый прагматический взгляд на образование. С одной стороны, у человека есть сложный духовный запрос. С другой стороны, он ожидает конкретного практического результата: мол, меня научат, как пойти в медицинское учреждение и там больным рассказать о православной вере или прийти к школьникам и провести лекцию по основам православной культуры.

Мне кажется, что тот тип духовного образования, о котором мы пытаемся сейчас с Вами говорить, не должен быть связан с конкретным «практическим» выходом. Конечно, слава Богу, что люди пойдут помогать на приходах, будут участвовать в приходском консультировании, в оглашении или катехизации. Но важнее, чтобы это образование приносило жизненные плоды – чтобы люди духовно образованные умели делиться своей верой, умели красиво, вдохновенно и верно, ясно о ней рассказывать, чтобы они могли общаться и с людьми инославными, и с людьми неверующими. То есть во всех случаях могли бы дать отчет в своем уповании и, конечно, своим детям передать основания веры.

– И последний вопрос: если вы уже получили немало ответов на эту анкету, насколько они нужны еще и действительно ли они помогут в вашей работе?

– Я призываю тех, кто читает это интервью, включиться в наш разговор. Заполнение анкеты, конечно, много времени не займет, но при этом даст нам увидеть полноту картины. Хотела бы отметить, что женский взгляд на проблемы духовного образования пока у нас недостаточно представлен.

Кроме того, тех, кого всерьез волнуют вопросы современного духовного образования, мы готовы пригласить и к очному разговору непосредственно на фестивальной площадке. На ней будет проходить круглый стол о духовном образовании мирян и вообще об образовании в эпоху постмодерна. Мы будем рады продолжить там разговор с читателями сайта «Приходы».

Беседовала Анастасия Наконечная


www.prichod.ru

*Имеется в виду тематическая площадка «Духовное образование мирян» на традиционном московском фестивале «Преображенские встречи». В этом году его тема – «Имеющие надежду» (1 Фес 4. 13). 20 августа в течение дня на тринадцати фестивальных площадках будут обсуждаться наиболее актуальные вопросы современной церковной жизни.

загрузить еще