Сын свободы

31 марта 2019
В Москве прошел вечер памяти Николая Бердяева

Вечер был организован и проведен Свято-Филаретовским Православно-христианским институтом (СФИ), координировал работу встречи и.о. заведующего кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Александр Копировский. На вечере был показан документальный фильм, посвященный Николаю Александровичу Бердяеву (1874 – 1948). Во встрече приняли участие главный редактор «Вестника русского христианского движения» (РХД; Страсбург) Татьяна Викторова, кандидат философских наук Алексей Козырев (МГУ) и кандидат философских наук Алексей Болдырев (МГУ). Александр Копировский озвучил тезисы о Бердяеве ректора СФИ священника Георгия Кочеткова, который не смог присутствовать на вечере.

Во вступительном слове Александр Копировский особо отметил присутствие в названии вечера слов «сын свободы». До того, чтобы стать сыном свободы, человек доходит редко. «И нам важно свидетельство Бердяева – человека сложного, многими не понятого, но который в духе апостола Павла утверждал, что свобода связана с Богом», – отметил Копировский. Он привел цитаты из работ философа о свободе, напомнив, что Бердяев – человек, «воспринимаемый крайне». Так, Серафим Роуз считал, что «в нормальном обществе Бердяева не приняли бы за православного». А священник Алексей Мечёв (впоследствии канонизированный) сказал Бердяеву, предполагавшему остаться в России: «Вы должны ехать за границу... Ваше слово должен услышать Запад».

Татьяна Викторова, Алексей Козырев, Александр Копировский, Алексей Болдырев.
Татьяна Викторова, Алексей Козырев, Александр Копировский, Алексей Болдырев.

Татьяна Викторова в своем выступлении остановилась на французском периоде творчества Бердяева – «самом плодотворном», также напомнив пророческие слова о. Алексея Мечёва. «Он открывает другую религиозную Францию. Бердяев чувствует себя все более востребованным. И выступает как яркий представитель русской религиозной мысли», – отметила докладчица. Бердяев общается с Анри Массисом, Жаком Маритеном, Оливье Клеманом, и на полемике с ними  можно проследить мысль Бердяева в динамике, почувствовать его многогранность как свободного философа. Высылка из России на «философском пароходе» становится «опытом трансцендирования, видится ему творческим состоянием, к которому он готов». Во Франции Бердяев реализовал начинания, которые важны были в России. В Берлине основывает Религиозно-философскую академию. Издает журнал «Путь». Ему предлагают возглавить издательство YMCA-Press – и этот период становится самым ярким в жизни издательства. Уже при жизни Бердяев был переведен на 14 языков, хотя часто был недоволен звучанием своих книг на иностранных языках. И со страниц автобиографии сквозит чувство разочарования и непонятости. Он считал, что эмиграция не оценила данной ей свободы. Та же невостребованность чувствуется, когда он вспоминает, как его хотели видеть выразителем русского православия. Организовал франко-русские собрания. Его диалог с Маритеном был плодотворен, несмотря на разногласия. Это позволило сформулировать этику персонализма. А Оливье Клеман благодаря чтению Бердяева становится православным  богословом, отметила Т. Викторова.

Александр Копировский зачитал тезисы о. Георгия Кочеткова «Взаимоотношения Николая Бердяева с церковью и с Церковью». Сначала Бердяев был вне Церкви. Марксисты его не очень принимали, и он довольно быстро со студенческих лет начинает движение от марксизма к идеализму. Но и на идеализме остановиться не может. И продолжается движение к христианству, а значит, к Церкви. Происходит углубление в саму церковную традицию – это принятие Хомякова и славянофильской традиции; принимает Достоевского, глубоко восприняв легенду о великом инквизиторе. Далее в тезисах, зачитанных Копировским, о. Георгий рассматривает основные начала в творчестве Бердяева: пророческое, гностическое, эсхатологическое. Также Бердяева можно назвать первым христианским антропологом. «В эмиграции Бердяев становится церковным православным человеком. Он принимает на себя крест реального исторического бытия церкви. Только так можно критиковать церковь – если ты принимаешь все ее грехи», – подчеркнул докладчик.

По окончании фильма о Бердяеве состоялся круглый стол, на котором выступили Алексей Козырев и Алексей Болдырев. Ведущим было предложено ответить на вопрос: актуален ли сейчас Бердяев?

Алексей Козырев, заместитель декана философского факультета МГУ напомнил о двух понятиях свободы на греческом языке – «маленькая свобода» (экзусия) и «большая свобода», свобода в Духе, в Боге (элефтерия). Только христианство освобождает человека от власти, от кесаря. Эта тема Бердяева – тема свободы – была всегда актуальна, даже в 60-е годы, когда имя его не звучало в России, но звучало во Франции.

По мнению доцента кафедры истории русской философии МГУ Алексея Болдырева, путь от марксизма к идеализму и к христианству, который прошел Бердяев, возможен для каждого человека, возможен и для страны. И это мы наблюдаем сейчас. И хотя «декультурация, упадок культуры в связи с реформой образования не дает возможности говорить, что идеи Бердяева будут широкими массами восприняты», тем не менее русские религиозные философы, в том числе и Бердяев, напомнили траекторию, по которой должна двигаться страна. «Его судьба – это судьба всей страны», – подчеркнул Болдырев. Выдающееся достижение Бердяева и его актуальность для современности  заключается в том, что он говорил не о духе вообще, а о духе в его высшем проявлении – творчестве. В 1916 был издан его труд «Смысл творчества». Творчество – необыкновенная радость. Этот творческий дух он решил внести в христианство, тем более что христианство не может быть без творчества. И Бердяев дорожил фразой ап. Павла «Ревнуйте о дарах духовных…». Таким образом, убежден Алексей Болдырев, возвращение Бердяева на родину состоялось, и «это возвращение продолжается».

На вечере были исполнены произведения любимых композиторов Николая Бердяева – И.Ф. Стравинского и А.Н. Скрябина. 

Елена Бажина
Источник: blagovest-info.ru
Фото: Евгений Гурко
загрузить еще