27 ноября в рамках Дня русской усадьбы состоялась презентация книги Ксении Игоревны Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова) в Покровско-Рубцовской сельской библиотеке им. С. Морозова.
Вела презентацию Юлия Балакшина, заместитель заведующего кафедрой Церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, к. филол. н., которая представила автора.
Ксения Игоревна Кривошеина рассказала, что занимается биографией матери Марии уже пятнадцать лет. Еще в 2000 году, когда в Париже она разбирала чемоданы с бумагами, оставшимися после ее свекра Игоря Александровича Кривошеина, она обнаружила его статьи о матери Марии, которую он хорошо знал, переписку с отцом Сергием Гаккелем, фотографии матери Марии, два «Вестника» участников французского Сопротивления и многое другое. Ксения Кривошеина «вошла» в это, и изучение документов о матери Марии, по ее словам, «не потребовало никаких усилий». Затем она создала сайт mere-marie.com, который стал пополняться самыми разными текстами матери Марии и другими публикациями. Потом произошло знакомство с Еленой Дмитриевной Клепининой-Аржаковской, которой она одалживала архив, чтобы подготовить документы для канонизации матери Марии.
Ксения Игоревна сказала, что ей не хотелось бы пересказывать книгу – любой интересующийся жизнью матери Марии может ее прочесть. Она предложила поговорить о новой святости и новых святых – новомучениках. По ее мнению, мы все знаем, как в молитве обращаться к таким прославленным святым как Николай Чудотворец, Серафим Саровский, но не знаем, как и какими словами обращаться к новомученикам, которые пострадали за веру во время богоборческого режима.
– Нам нужно обращаться к ним, просить их молить Бога о том, чтобы никогда в жизни не повторился такой ужасный кровавый период, который был, чтобы не было искушения писать икон Сталина. Я думаю, что к матери Марии тоже можно обращаться за помощью как к новомученице, ведь она пострадала за веру, и, будучи арестованной за свою опасную деятельность, попала в лагерь Равенсбрюк, и ее отправили в газовую камеру. А семья матери Марии пострадала от двух тоталитарных систем – фашистской и советской [дочь м. Марии Гаяна вернулась в Советскую Россию (ее позвал Алексей Толстой) и там погибла при загадочных обстоятельствах – прим. ред.]
По воспоминаниям Ксении Кривошеиной, в Русской православной церкви еще в 2000 году готовилась канонизация матери Марии, и инициатором этого процесса выступал митрополит Антоний (Блюм). Ксению Игоревну вместе с ее мужем Никитой Игоревичем Кривошеиным еще тогда попросили подготовить архивы, однако, по каким-то причинам этот процесс был остановлен. Ксения Игоревна выразила надежду, что произойдет рецепция канонизации матери Марии Русской православной церковью, так как пока ее признал святой только Константинопольский патриархат (в 2004 г.).
В продолжение размышлений о святости, Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, задал вопрос о том, в чем по мнению автора, была специфика святости матери Марии. На что Ксения Игоревна ответила:
– По всей своей жизни мать Мария в чем-то на всех нас похожа, она была поэтом, и художником, и два раза выходила замуж, и имела троих детей, и заблуждалась, и творила. Была многоталантливой личностью – такой человек-оркестр… Она была и политическим человеком. Чуть не погибла. Оказалась ввергнутой в этот бурлящий поток эмиграции… Мне кажется она, как такая травка, которая прорастает сквозь бетон… Ей говорили – «не надо», когда она стала выдавать метрики о крещении евреям, когда она прятала у себя пленных русских, но она шла на риск во имя Бога и во имя правды, это был ее долг… Она до последнего молилась, поддерживала людей даже в бараках и до конца не разуверилась в Боге. Она пожертвовала собой.
Священник Георгий Кочетков, присутствовавший на презентации книги, сопоставил святость преподобного Силуана Афонского и матери Марии:
– Святой – это тот, кого Бог признает своим. Одна эпоха кончается таким гениальным святым как Силуан Афонский, это традиционная святость одного человека, подвижника, который прорывается через все и при этом не теряет любви. А мать Мария прошла этим путем, не удаляясь ниоткуда и находясь в гуще жизни – другая святость. Она сразу вызвала скандал в Париже... Все чувствовали эту новизну. Но это всегда был камень преткновения. Это не всегда произносилось вслух, но носилось в воздухе. Вот она в монашеских облачениях несла пахнущую рыбу по утрам с рынка [чтобы приготовить обед для неимущих – прим. ред.] – доведенный до предела аскетизм милосердия, новый тип аскетизма, который не требует удаления от мира внешнего. У нее есть на эту тему статья. Она все это осознавала, все это несла, поэтому ее канонизация принципиально важна. Нам не хватает усвоения этого опыта XX века, мы как бы все еще живем в XIX.
В завершение вечера, Марина Геннадьевна Смольянинова, правнучка А.Т. Карповой (Морозовой), старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, к. филол.н., оценила книгу как потрясающую и всем посоветовала ее прочесть.
Книга «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» вышла в 2015 году в издательстве «Эксмо» в серии «Великие люди ХХ века», получила гриф издательского совета РПЦ МП. Ее издание было приурочено к 70-летию мученической смерти м. Марии в фашистском концлагере Равенсбрюк. Она включает в себя биографию матери Марии (Скобцовой), а также архивную часть, куда вошли тексты нескольких авторов – митрополита Антония Сурожского, Николая Бердяева, воспоминания родных матери Марии, исследования ее литературного творчества и отрывки из номеров «Вестника», издания участников французского Сопротивления.