Священник Павел Адельгейм: Свои мы в церкви или чужие?

Подлинный церковный Устав организует практическую жизнь христиан на основе евангельских заповедей и церковных традиций

Комментатор «cthsqdjkr» вопрошает: "Я не очень понимаю, в чём проблема. У прихожан и у священства нет прав? А откуда следует, что они должны быть? Господь обещал, что будем гонимы, и не обещал демократии и справедливости в этом мире. Архиереи богаче среднего прихожанина? Но это их проблемы. Чужие грехи не имеют ко мне отношения. Церковь превращается в комбинат ритуальных услуг? Так не участвуйте в этом. Я не считаю правильным совершение молебнов после литургии, ухожу и не соблазняюсь. Устав церкви секулярен по сути? Но я христианин, независимо от содержания Устава, я его и читать-то не собираюсь, как не слежу за творчеством законодателей. Объясните мне, откуда следует, что в нашем падшем мире может существовать организация, живущая по законам Царствия Небесного? Церковь земная, не мистическая, всего лишь сообщество грешников, не более того".

Как же странно мне было, мой отчий дом,

когда Некто с пустым лицом,

мне сказал, усмехнувшись, что в доме том,

я не сыном был, а жильцом.

А.Галич.

Задан вопрос. Он заслуживает ответа. Согласно апостолу, «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Ответ больше вопроса и не вмещается в объём комментария. Помещаю отдельной статьёй.

Проблему не понять, если мыслить «Церковь – земной организацией, всего лишь сообществом грешников, не более того». Начну с последнего вопроса.

1. Проблему рождает вера в Церковь --Тело Христово, мистический организм Христа, который не собирает грешников в «бригаду» или «корпорацию». Христос возрождает нас водой и духом для Царства Небесного, чтобы уже на земле учились жить вечной жизнью по законам любви, чистоты и молитвы. Какая среда нужна для духовного возрождения? Ученикам, рассердившимся на самарян и захотевшим отомстить, Христос сказал: «Не знаете, какого вы духа». Следует иметь дух Христов и заботиться, чтобы он пребывал в церкви. Жить этим духом Христовым должен каждый христианин.

2. Вы просите объяснить, «как может существовать в падшем мире организация, живущая по законам Царствия Небесного». Христос объясняет: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи царства Небесного» (Мф 16:18-19).

3. Церковный Устав не может быть "секулярным". Это слово означает «отделённый от церкви». Если Устав «секулярный», значит, он не церковный. Он исполнит чуждую церкви задачу. Подлинный церковный Устав организует практическую жизнь христиан на основе евангельских заповедей и церковных традиций. Устав, построенный на чуждых основах, будет секулярным, а общество, живущее по такому Уставу, не будет церковным. Отсюда возникает проблема: как построить церковный организм на заветах Христа?

4. «Откуда следует, что у прихожан и священства должны быть ПРАВА?» Право – это свобода, предоставленная и ограниченная законом. Общество, в котором законов нет, превращается джунгли. Там идёт борьба за жизнь, за пищу, за самку. Там побеждают, голодные и хищные, сильные и хитрые. Христос дал другую заповедь: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф 10:16). Дух джунглей гонит Христа и Его Церковь. Церковь нельзя превращать в джунгли. В ней дух Христов, а не джунглей.

5. «Господь обещал, что мы будем гонимы». И объяснил, кто будет гнать нас: «Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10:18). Господь призывал Церковь не страшиться гонений. Но Христос не призывал Церковь быть гонителем и насильником. Гонимых нельзя путать с гонителями. Господь велел остерегаться их, ибо «они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас» (Мф 10:17).

6. «Архиереи богаче прихожан? Чужие грехи ко мне не относятся. Церковь превращается в комбинат ритуальных услуг? Не участвуйте в этом. Я независим от Устава, и читать его не собираюсь». Это значит, что церковь – чужая для Вас организация. Вам безразлично её содержание. Вы имеете право на такую позицию, но я не разделяю её. Церковь должна быть Христовой, и мы в ней – свои, а не чужие. Каждый христианин – епископ, клирик, мирянин – призван быть верным свидетелем Христа. Соборной является полнота Церкви, а не корпорация архиереев. "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф 2:19).

«Вы же свидетели сему. И пошлю обетование Отца Моего на вас» (Лк 24:48-49) «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями» (Деян 1:8). Так Христос собрал в Церковь Свою всех нас.

www.adelgeim.livejournal.com

 

загрузить еще