Священник Георгий Кочетков о выступлении патриарха Кирилла: критика человекопоклонничества не означает отрицание прав человека

«Люди привыкли думать о правах человека только с точки зрения своего индивидуального права, но право – это еще и ответственность, а значит, самоограничение и обязанность, добровольно принятая на себя из любви к Богу и человеку»
Николай Ге. Что есть истина? (Христос и Пилат), 1890
Николай Ге. Что есть истина? (Христос и Пилат), 1890

Необходимо различать критику злоупотреблений правами человека и борьбу против самих прав человека, сказал ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков, комментируя реакцию в обществе и церкви на недавнее выступление патриарха.

В воскресенье в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл выступил с предостережением от «глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни», подчеркнув, что многие отдают «приоритет человеческим правам более, чем слову Божию».

«Эта важная тема, конечно, не была сразу понята обществом, но боюсь, не была понята и церковью. Судя по откликам, расхождение здесь чрезвычайно велико», – сказал о. Георгий, комментируя слова предстоятеля Русской православной церкви.

«Современное секулярное общество признает права человека сами по себе, независимо от источника, который определяет те или иные права, или признает в качестве этого источника социум, или производственные отношения, или общественную необходимость, или космические порядки, или самого человека как индивидуума, о котором и говорил Патриарх, индвидуума – то есть человека эмпирического, падшего, не святого и не претендующего на святость и общение со святыми и святым Богом», – сказал о. Георгий.

«Современные люди, – подчеркнул он, – привыкли думать о правах человека только с точки зрения своего индивидуального права, но часто не могут понять, что право – это еще и наша ответственность, а значит, и самоограничение, право – это еще и обязанность человека, и обязанность даже в первую очередь, но только принятая на себя добровольно, из любви к Богу и человеку, к Божьему творению и к жизни, всякой жизни как дару свыше».

«Патриарх в своей проповеди поднял вопрос христианской антропологии – вот что важно. Отторгая идею человекопоклонничества, в день Торжества Православия он говорил о том, как легко из человека сделать идола, как можно объявить критерием истины в последней инстанции любое падшее существо из человеческого рода или мнение большинства», – подчеркнул ректор СФИ.

По его словам, «непонимание современными людьми глубоких антропологических и богооткровенных основ приводит к тому, что расцветает эгоизм, расцветают человеческие страсти – не важно, какие они – плотские или душевные или духовные, общественные или индивидуальные – и побеждает не человек в своем призвании, носитель образа и подобия Божьего, побеждает не Бог, Который создал человека и мир и даровал им качества красоты и доброты, любви, свободы и истины, способность к познанию».

«Для современного человека, обычного секулярного человека чаще всего этих вещей не существует, – добавил он. – И тогда действительно всякая критика злоупотреблений человеческими правами воспринимается как борьба против самих прав человека. Поскольку права эти не поняты так глубоко и целостно, как это проистекает из христианской эсхатологии и антропологии, а также космологии».

Выступление Патриарха, подчеркнул о. Георгий, «открывает путь для антропологических исследований и снова приводит к тем глубоким вещам, о которых давно в церкви не говорилось или почти не говорилось, но о которых на самом деле давно писали, в том числе великие русские мыслители, богословы, философы».

«Достаточно вспомнить высказывания на эти темы Николая Александровича Бердяева, которого никто не заподозрит в сервилизме, тем более в отношении советской власти. Вот что он писал, скажем, в “Философии свободного духа”, в шестой главе, во второй части: “На ересь гуманизма церковное сознание не дало еще своего положительного ответа, не раскрыло еще всех заключенных в христианстве возможностей для разрешения религиозной проблемы человека. И нет никаких оснований отрицать, что церковное сознание раньше или позже ответит на ересь гуманизма догматическим раскрытием истинной христианской антропологии. <...> Но ответ церковного сознания на ересь гуманизма будет существенно отличаться по своему характеру от тех ответов, которые давала Церковь на прежние ереси. В церковном ответе на ересь гуманизма должна раскрыться истина о творческой природе человека”», – напомнил ректор СФИ.

Бердяев, подчеркнул он, «много сделал для того, чтобы связать христианскую антропологию с даром творчества, свободы, любви, чтобы увидеть в человеке личность, а не просто индивидуальность или некое идеальное существо. И надо из этого делать выводы».

«Пора уже продолжать эту работу в самой церкви, которая могла бы показать людям всего мира, что есть человек и как он может жить перед Богом не как раб, а как достойное чадо, достойный сын Его», – сказал священник.

Полный текст комментария о. Георгия опубликован на его личном сайте: http://www.ogkochetkov.ru

загрузить еще