«Свободные от ангела смерти»

27 апреля 2020
Пасхальное послание исповедника веры епископа Макария (Опоцкого) 1934 года 

Возлюбленные мои чада – сыны и дщери Сiоновы! «В сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся» и, радуясь Воскресшему из мертвых, будем петь: «Пасха Красная, пасха, Господня пасха, пасха всечестная нам возсия. Пасха! радостию друг друга обымем. О, Пасха! Избавление от скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите Апостолам». Для тех из нас, братие, которые уже проникли в тайну смерти (крови) и воскресения Христова, как радостно слышать это слово: «Пасха – пасха прекрасная». Ведь это слово одно из славных имен Господа нашего. Это имя «Пасха» в приложении к Господу нашему должно напоминать нам о той безпримерной любви, какую имел и имеет Господь ко всем послушным Ему рабам – ученикам, оно же должно напоминать нам и о той великой награде от Бога-Отца нашего, какую дарует Он за проявление самоотверженной, Отчей любви ко братьям, друзьям нашим по духу веры. Любовь Христова – вот пасха наша! Любовь Христова ко своей братии ведь это вечное желание и великая забота Его передать ученикам то Свое сокровище, какое Сам Он получил от Отца Бога Своего, забота причастить их Своей собственной Богочеловеческой Жизни. Но для этого необходимо было освободить Своих братьев от общения с миром сим, от власти и служения князьям века. Необходимо было ясно, наглядно показать всю скверну мира, его грех неверия, гордости, нежелающей покориться Божественной власти Того, Кого Бог Всевышний поставил во главу Церкви, высшей властью во всей вселенной. Эта гордыня дерзнула судить Того, Кто только один праведно судит и, о ужас, о позор религиозного дурмана – Праведник со беззаконными вменяется , как разбойник казнится, кровь Святую проливает, «и во гроб мал странно приемлется». Гордыня князей сама себя на веки опозорила, заклеймила себя Кровию Христовой, величайшим злодеянием – уничтожением верховной, самой мудрой и благодетельной Царственной власти Христа. Пред лицем детей Божиих, послушных учеников Его, Кровь Христова позорное пятно неверия на одеждах князей века. В душах рабов Его эта Кровь возбуждает страх, отгоняющий их от общения и служения миру, делает их независимыми, свободными от власти великих и сильных века. Но, вместе с сим, Святая Кровь рождает в душах чад Божиих 1) сознание Любви Христовой, полагающей душу Свою за други Своя и 2) сильное желание ответственной, благодарной любви ко Христу, как своему Отцу, благодетелю, ничего не щадящему, всем жертвующему, ради блага, их радости и счастия.

Любовь Христова, ясными как кровь и золотыми словами, запечатлевает в их челах и сердцах Новый завет умереть для мира и жить и служить Единому Христу и братии Его и любить их, полагая за них, по примеру Учителя, души свои, запечатленные Кровию Господней, как заветом Любви Его, рабы – дети Божии страшны для Ангела смерти, для диавола «имущаго державу смерти». И он проходит мимо их, не умерщвляет души их. Они спасены уже от его злобы, насилия и козней. Вот что сотворил Господь, вот какую милость, какое (счастие) спасение даровал Он и нам в Своей Крови.

Как теперь становится ясным прообразовательное значение Крови Агнца, по повелению Бога и Моисея заколаемого евреями в Египте, становится понятным и помазание этой кровью еврейских домов. Видя сию кровь на их домах, ангел смерти не смел войти и в их дома и убивать их первенцев, проходил мимо — по-еврейски Пасха, Кровь спасала первенцев от преждевременной смерти, делала их безсмертными. Знамения сей крови не было на домах египтян, и потому ангел смерти смело входил в их дома и убивал всех их первенцев (10-я казнь). Египтяне, не ведающие Крови Агнца, были во власти диавола-душегубца.

Отец Николай Опоцкий в гостях у братства Николая Неплюева. Крайний слева – священномученик Александр Секундов
Отец Николай Опоцкий в гостях у братства Николая Неплюева. Крайний слева – священномученик Александр Секундов

Так же точно и ныне во власти князя тьмы и в духовной смерти пребывают те из людей, именующие себя верующими и рабами Божиими, кои еще не имеют на челах своих печати Крови Господней, не запечатлели в сердцах своих Нового Завета в Крови Его, не живут по новой заповеди об отчей любви, не собирают около себя братьев (ненавидят брата) и потому не любят их, не служат им, как слуги, по примеру Своего Учителя, хотя устами своими и прославляют Его, как Своего Господа и Христа и совершают чины служения Ему в храмах. Такие христиане мертвы для жизни во Христе. Они не понимают, не чувствуют радости, счастья и вечного веселия в этой благодатной жизни. Господь ясно сказал «если не будете есть (усвоять умом, разуметь тайны) плоти Сына Человеческого и пить (впитывать, внедрять в душу) Крови, или тайны смерти, то не будете иметь в себе образа неизменной вечной жизни».

«Ядущий мою плоть (идею сплоченности верных) и питающий Мою Кровь, имеет в себе образец вечного жития». Образец жизни таковые видят в окружающих людях. Те же из христиан, кои запечатлены Кровию Господней, кои уразумели тайну Крови, услышали голос Крови, призывающий верных сплотиться в одну дружную Христову семью и повелевающий любить собранных даже до крови, кои усвоили завет Христовой любви и строят общественную жизнь верующих по духу этой любви, все таковые свободны от ангела смерти, ибо как дети Божии, они не грешат, но хранят себя от скверны мира и диавол не прикасается к ним, проходит мимо их, не в силах отнять у них дух жизни, какую они увидели в Иисусе, не в силах погасить в их сердцах огонь любви ко Христу и братии своей. Они ясно свидетельствуют о своем безсмертии: «мы перешли от смерти в жизнь потому, что любим братьев (учеников). Не любящий брата пребывает в смерти».

Дети мои, о как мы с вами блаженны, что познали Господа Своего, как свою красную и всечестную Пасху, прочувствовали Его неизреченную Любовь и к нам, познали любовь ко братии до креста, до пролития крови, положили эту любовь в основу новой своей братолюбивой жизни и создаем из себя святое Тело — Церковь Господню, хранимую Духом Святым от духовной смерти и имеющую в себе залог жизни вечной. В этом подвиге своем мы более и более уверяемся в своем безсмертии и пламенеем надеждою на свое личное воскресение вместе с праведниками и переживаем тихую радость и покой в своих, омытых Кровию Христовой, душах и выражаем и в наших церковных песнях: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, единаго благословенного Отцев Бога и препрославленнаго».

«Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную!»

«О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте, и Слове Божий, и сило! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

 Пасха, 1934. [Архангельск?]

Макарий (Опоцкий; 1872-1941) – первый в Русской православной церкви епископ-катехизатор, ученик Николая Неплюева, основатель православного братства в годы советских гонений в Новгороде, Череповце, Галиче, Ленинград, Киров и Буе. В 1933 году многие члены братства были арестованы, а затем осуждены. Епископа Макария выслали в Архангельскую область в село Заостровье, где с ним в ссылке оказались две братчицы и священник из Ленинграда с женой. Скорее всего это пасхальное слово было написано братчикам из этой архангельской ссылки.

загрузить еще